Тунгусовед Александр Варламов возглавил эвенков Якутии

img_3425_thumb Центр «Арун» поздравляет профессора и общественного деятеля Александра Варламова с должностью председателя Ассоциации эвенков Республики Саха (Якутия) «Бэгин». Его выбрали на VII Суглане эвенков Якутии, состоявшемся 16 марта в Нерюнгри. В съезде участвовало участие 50 делегатов из районов проживания эвенков в Якутии, а также гости из Бурятии, Забайкалья, Иркутской, Амурской областей, Сахалина, Москвы и Санкт-Петербурга. Делегаты обсудили вопросы образования, социально-экономического развития территорий их проживания в современных условиях, внедрения инновационных технологий в быт. Особое внимание было уделено вопросам подготовки кадров, воспитания подрастающего поколения и многим другим актуальным темам. Сам Александр Варламов оставил в соцсетях обширное описание впечатления от мероприятия. «Завершились дни эвенкийской культуры в Южной Якутии (с. Иенгра, г. Нерюнгри), закончил работу VII Суглан эвенков Республики Саха. Проделана огромная коллективная работа, позволившая представить не только все оттенки яркой и самобытной культуры древнего народа, но и его современный менталитет и взгляд на мир XXI века. Впрочем, менталитет современных эвенков в своей основе незначительно отличается от менталитета наших давних предков - наши сородичи остаются такими же смелыми, независимыми и оптимистичными. Ценят культурное наследие, переданное предками на протяжении тысяч лет. Бережно относятся к окружающему миру, понимают и переживают за состояние хрупкой экосистемы тайги. Уважают опыт старшего поколения и любят своих детей. 30 лет общественного эвенкийского движения продемонстрировали, что люди могут очень многое, когда они объединены одной благой целью. Если вспомнить первые съезды эвенков, то кроме искреннего желания принести пользу своему народу было намного больше эмоций, сейчас же значительно больше объективного анализа и предложений по решению насущных вопросов. В начале общественного движения почти все культурные победы эвенкийского народа шли по наитию при помощи старшего поколения, лидеров и научного сообщества, ведь многие культурные элементы казались к тому времени утерянными безвозвратно. Этнические праздники "Бакалдын" (Икэнипкэ), "Синильгэн", обрядовые, фольклорные традиции восстанавливались буквально по крупинкам и сейчас большинство этих традиций благополучно живут в среде эвенков разных регионов России. С большим удовольствием отмечу состояние мировоззрения молодого поколения - ощутимо заметное внутреннее достоинство и преобладающий эвенкийский менталитет. Это выражается и в общественной активности, и в собственном взгляде на будущее этноса. Даже в отдельных сценических номерах можно уловить все те же специфические черты тунгусского менталитета - самодостаточность, оптимизм, мобильность. Конечно же нельзя оставить без внимания традицию преемственности поколений - в эвенкийском сообществе. Это характерная черта, которая выражается не только в традиции передачи культурных ценностей, но и в своеобразной форме "тунгусской демократии", когда для общественной пользы старшее поколение осознано готово передать лидерство молодому. Впереди еще много коллективного труда, многие проблемы этноса ждут своего решения, внешние угрозы по-прежнему оставляют наш народ на грани выживания. Наибольшая угроза по-прежнему исходит от хищнического давления на экосистему таежного мира, с которым наш народ связан генетически и культурно. На сегодняшний день у нас есть всего 2 возможности снизить это индустриальное давление, чтобы продержаться до глобального изменения общественной морали в сторону экологической модели мышления: - использовать возможности правового поля для защиты своих территорий; - повышать экономическую эффективность традиционного хозяйства и использования возобновляемых ресурсов; Для реализации обозначенной деятельности крайне нужны знания - необходимо ориентировать молодежь в соответствующую сферу юриспруденции, в предпринимательство, маркетинг, новые информационные технологии, альтернативную энергетику, альтернативное машиностроение и др. отрасли, способны прямо или косвенно снизить давление на таежную экосистему и являющиеся уже сегодня базовыми для экономики любой развитой территории. Лично я абсолютно не согласен с тезисом "Направляйте своих детей в добывающую промышленность с целью решения вопросов занятости", т.к., с одной стороны - эта перспектива не видится такой уж долгосрочной (к примеру, уже сейчас чистая вода становится дороже и ценнее нефти, а синтетические алмазы уже сегодня понемногу теснят природные), а с другой - сомнительно, что эвенк, эвен будут гордиться тем, что своей проф.деятельностью будут способствовать уничтожению рек, на которых выросли его предки. Экономическим трендом многих территорий становится «эко-продукция» - люди хотят пить чистую воду, есть здоровую еду и готовы платить за это большую цену. Не открою Америку, если скажу, что это экономически многократно выгоднее, чем за бесценок продавать лес в Китай, который в свою очередь, не имея лесных ресурсов вышел на первое место по экспорту деловой древесины. Другой пример – рынок соболя, 50% сырья которого добывается руками эвенков. Наши сородичи продали в этом году шкурки по 3-3.5 т.р., в то время как основную прибыль (200-300% и более) извлекают дома моды Италии и Греции. Теоретически ведь ничто не мешает нам грамотной экономической деятельностью вынудить их потесниться, в конце концов мы живем не в ограниченном информационном пространстве 17-18 вв. Повторюсь, чтобы реализовывать масштабные экономические проекты, к финансовым возможностям нужен высокий уровень знаний. Острейшей проблемой является критическое состояние родного языка. Существующая система образования не способна сохранить или замедлить процесс утраты эвенкийского языка, на котором в Якутии говорит не более 4% эвенков. Спасение видится в росте самосознания вкупе с использованием современных образовательных методик, охватывающих дошкольное и школьное образование, а также широкое применение искусственной языковой среды, в.ч. в электронной среде. Наши предварительные расчеты показали высокую стоимость эффективных мер по сохранению и развитию языка. Так, например, чтобы реализовать научно-педагогический эксперимент «Языковое гнездо» в трех группах детских садов в эвенкийских наслегах, потребуется порядка 25 млн.руб. на 3 года, при этом основная часть – это оплата труда педагогов-носителей языка. Мы, аборигены тайги и тундры длительное время не были избалованы вниманием власти к проблемам сохранности наших языков (вложения в событийные мероприятия по языку важны, но малоэффективны), но в данной ситуации без участия государства обойтись невозможно. Очень надеемся, что нам удастся обрести поддержку в лице Правительства республики. Немного о г. Нерюнгри и его жителях. Дело в том, что ранее в этом городе доводилось быть только проездом и теснее познакомиться с жизнью города и нерюнгринцами не представлялось возможности. В двух словах город очень понравился, удобная планировка, широкие улицы, хорошие дороги, большие квартиры, а главное очень доброжелательные жители. Вероятно, это поколение – дети тех идейных советских БАМовцев, для которых нерюнгринская земля стала почти такой же родной как для наших сородичей. Я сказал «почти», потому что, уважая нерюнгринцев и всех других людей, для которых Якутия стала родным домом, отмечу, что в масштабе этноса маловероятно найти народ, который как эвенки, эвены и другие коренные этносы Якутии, будет так же предан своей земле, который будет также тонко чувствовать и переживать за состояние окружающего нас мира. В.И. Иохельсон, описывая тунгусов отмечал их выдающиеся морально-нравственные качества, называя «опорой государства на северо-востоке России». И это действительно так, тунгусы внесли огромный вклад в могущество нашей страны, добровольно присоединив огромную территорию в состав России в 17-18 вв., охраняя границы государства на протяжении более 300 лет, участвуя во всех крупных войнах страны, укрепляя своими хозяйственными и культурными традициями многонациональный союз народов. Мы, как и наши предки, не станем покидать свою землю в поисках лучшей доли, не станем угрозой целостности страны и поэтому очень хотелось бы, что бы и государство это ценило и отмечало в виде приоритетов развития», - пишет в «Фейсбуке» Александр Варламов. Отметим, Александр Варламов - известный специалист по этнографии эвенков, научный сотрудник сектора эвенкийской филологии ИГИиПМНС СО РАН, гражданский активист, общественный деятель, автор различных инициатив по сохранению и развитию эвенкийского языка и культуры.
20 марта 2019