Иркутские эвенки: «Мы хотим сохранить свой этнос»

dsc_0127_thumb «Этнополис» встретился с Евгенией Гомбоевой, председателем «Этнокультурного центра народов Сибири» и обсудил основные проблемы коренных малочисленных народов и возможные пути их решения. По переписи населения 2010 года, в Иркутской области проживают 678 тофаларов и 1272 эвенка. Большинство из них живут в Катангском, Качугском, Бодайбинском, Нижнеудинском и Казачинско-Ленском районах области. - Мы хотим сохранить свой этнос, но пока нам это трудно дается. Простой пример, у бурята есть фермерское хозяйство, он держит коров, коней – это его традиционная деятельность. К нему не приходит лесозаготовитель или нефтяник и не прогоняет его с пастбищ. А с нами, малочисленными народами, получается иначе, залежи нефти, газа и золота добываются именно в тех местах, где проживают и ведут свою хозяйственную деятельность наши народы. Промышленность вторгается на эти территории, тем самым лишая эвенков и тофов охоты, рыбалки, оленеводства. И мало кого это волнует. В Катангском районе нефтегазовые компании («Вехнечонскнефтегаз» и «Иркутская нефтяная компания») стараются придерживаться международных стандартов. Но их деятельность развивается и сейчас уже ведутся работы по разведке ископаемых непосредственно на традиционных землях коренных народов. Есть и другая проблема, связанная с местами проживания коренных малочисленных народов. В Качугском районе в 2014 году была создана ТТП (территория традиционного природопользования), на ней запрещена какая- либо промышленная деятельность, это своего рода заповедник. По словам Евгении Гомбоевой, правовой режим там не соблюдается, потому что договоры на использование территории были заключены до 2014 года. В некоторых районах создание заповедных мест невыгодно муниципалитетам. По мнению председателя «Этнокультурного центра народов Севера», для сохранения и развития, коренным малочисленным народам необходимо сохранить свой родной язык. Для этого нужна масштабная программа, которая бы позволила готовить специалистов по тофаларскому и эвенкийскому языку, проводить не только факультативные занятия в детских садах и школах, но и полноценные уроки. Чтобы было плановое финансирование программы, нужно принять законы о сохранении языков коренных малочисленных народов на региональном уровне. И многое, в первую очередь, зависит от самого народа, его желания говорить на своем языке, сохранять культуру, традиции и обычаи. - Нужно людей заинтересовать, чтобы они не просто сидели и доедали последних оленей, а занимались производством. Бодайбинские эвенки, к примеру, хотят перерабатывать мясо, делать колбасы из оленины. Но для того, чтобы воплотить идею в жизнь им необходимо оборудование для переработки продукции.Если у народа есть интерес к маленькому бизнесу, надо их поддерживать. Нужно чтобы государство выдавало им беспроцентные кредиты, - размышляет Евгения Гомбоева, - Нам, эвенкам и тофам сложно жить в городе. Сейчас многие молодые люди возвращаются из города к себе на землю. Представители коренных малочисленных народов, полностью не осознавая свои благородные действия, опекают, оберегают, интуитивно защищают природу для будущих поколений. «Этнокультурный центр народов Севера» создан в 2014 году. Его цели сохранять уникальную и самобытную культуру народов Севера, поддерживать развитие языков эвенков, тофаларов и других народов и воспитывать экологическое мышление. В этом году проект центра «Икэнипкэ – праздник возрождения эвенкийских традиций» победил в конкурсе по сохранению национальной самобытности Иркутской области, гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений. Икэнипкэ – эвенкийский Новый год, им символизируется пробуждение природы. "Этнополис"
22 марта 2019