Для каждого из нас дорог тот человек, который принял участие в нашей жизни. Таким человеком был Михаил Григорьевич Воскобойников, но не только для меня. Для многих талантливых и одарённых северян из разных уголков нашей большой страны он был другом, наставником. Умение открывать новые имена – это дар провидца, заглядывающего далеко вперёд. Младописьменная литература народов Севера, и прежде всего эвенкийская литература, своим становлением обязана Михаилу Григорьевичу. Будучи заведующим кафедрой языков, фольклора и литературы народов Севера с 1945 г. до своего ухода из жизни, он интересовался жизнью юного дарования из Севера, помогал ему творчески расти.
М.Г. Воскобойников не прошёл мимо нашего Владимира Лоргоктоева. Владимир Дмитриевич не был одинок в далёком Ленинграде, с ним был Михаил Григорьевич, который знал его родные места, родителей (работал с его матерью, знаменитой баунтовской сказительницей Натальей Владимировной - Удандюк из рода Чальчигиров). Благодаря Михаилу Григорьевичу, он, студент Ленинградского электротехнического института, переводится в педагогический институт им. А.И. Герцена, где совершенствует своё поэтическое мастерство. Именно во время учёбы в Ленинграде печатаются его два первых стихотворения: «Девушка и луна», «Чобо».
Удивительна судьба Ювана Шесталова – основоположника мансийской литературы, по окончании школы его судьба могла сложиться иначе, но по рекомендации окрисполкома поступает в Ленинградский пединститут. Там он встречает наставников, убедивших талантливого студента обратиться к литературному творчеству. Это были преподаватель мансийского языка Алексей Николаевич Баландин и преподаватель литературы народов Севера Михаил Григорьевич Воскобойников. Ученым принадлежит определяющая роль в осознании необходимости поэтом создания нового типа национально-поэтической культуры. Ю. Шесталов с благодарностью вспоминает: «Только в Ленинграде, далеко от родных мест, я научился понимать и чувствовать красоту и возможности языка моего маленького народа».
Михаил Григорьевич организовывал увлекательные встречи с писателями и поэтами-северянами. Нам, студентам, было очень интересно видеть в живую и общаться со знаменитым Юрием Рэтхэу, ведь молодёжь тех лет увлекались его знаменитым романом «Сон в начале тумана» и другими произведениями.
Мы, студенты отделения народов Крайнего Севера 70-х годов, уважали и любили Михаила Григорьевича за его тёплое и доброе отношение к нам, он, казалось нам, знает всех наших родных и предков. У него была феноменальная память, и правда, он мог рассказывать нам о тех сказителях, которых мы никогда не видели, но слышали. Пожалуй, я от него впервые узнала о своем знаменитом прадеде Тураки, сыне Туксавула. Мой прадед по материнской линии был знаток эвенкийского фольклора, его сыновья - Егор, Лаврентий, Пантелеймон (Бандан) – рассказывали предания, сказки, интересные истории. С ними работал Михаил Григорьевич и другие исследователи.
Его малая родина – местность Ченча Северо-Байкальского района. Он родился в семье лавочника, вырос же в Баргузине. Позже вместе с братом Абрамом работал учителем в Баунтовской тайге. Живя рядом с эвенками и бурятами, знакомился с их культурой и языком, что, несомненно, сыграло роль в выборе его направления деятельности. Этнография, фольклористика и лингвистика – эти дисциплины стали ведущими в его профессиональной деятельности. Как любой исследователь, он «погружался» в предмет своих научных интересов: собирал скрупулёзно фольклорный материал, исследовал быт и жизнь эвенков, наблюдал за изменениями в жизни кочевников. В статье «Некоторые данные по этнографии эвенков Бурятии», опубликованной в «Этнографическом сборнике» (выпуск 2) БКНИИ СО АН СССР в 1961 г., он пишет: «Основным ведущим жанром фольклора баунтовских эвенков является сказка. Широкой популярностью пользуются сказки о животных: о лисе, росомахе, медведе, бурундуке. Любопытно, что сюжеты сказок, зарегистрированные на Енисее и Сахалине, распространены и в Баунте и Северобайкалье. Многие сюжеты о лисе контаминируются в один рассказ. Характерной чертой для эвенкийских сказок о животных являются этиологические концовки…… В сказках и преданиях баргузинских эвенков рассказывается о происхождении отдельных родов, о бурятско-эвенкийских связях, об угнетении простого народа нойонами. Представляют интерес устные рассказы баргузинских эвенков о воинской службе эвенков в годы империалистической войны и об их участии в гражданской войне.»
Михаил Григорьевич хорошо знал моих родителей, дедушку Алексея (Бабушку) и прадеда Полковника по отцовской линии. В 50-е годы мой отец, Берелтуев Муханай Алексеевич, был одним из ведущих бригадиров курумканского колхоза «Путь Ленина». Он помогал Михаилу Григорьевичу в его поездках по району. Они были почти ровесниками, оба были участниками войны, поэтому у них сложились тёплые, дружеские отношения, которые продолжались позже. Когда я поступила в институт, то сразу же оказалась в поле зрения Михаила Григорьевича. Он не мог, как друг семьи, пускать на самотёк мою учёбу. Когда он заходил в учебную аудиторию, то обязательно спрашивал, на учёбе ли я. Поэтому мне нельзя было пропускать занятия, иначе бы узнали родители. Я неплохо владела эвенкийским языком в сравнении с моими сокурсниками, поэтому он целенаправленно подводил меня к тому, что необходимо мне продолжить изучение эвенкийского языка.
На 5 курсе во время распределения мне дали направление на кафедру русского языка Хабаровского пединститута. В те годы в пединституте было открыто отделение народов Крайнего Севера, где ребята обучались на различных факультетах. И Михаил Григорьевич уговорил меня ехать по окончании на Дальний Восток, меня эта перспектива не очень устраивала, но он уже в то время переговорил с родителями. И мне лишь оставалось согласиться. Михаил Григорьевич договорился с ректоратом Хабаровского пединститута о моей годичной стажировке. Во время стажировки я подготовилась к поступлению в очную аспирантуру, сдала кандидатские минимумы. В 1979 г. поступила в аспирантуру, моим научным руководителем стал М. Г. Воскобойнков, д.ф.н, завкафедрой. Но в тот же год он ушёл из жизни – инфаркт. Михаил Григорьевич был очень эмоциональным человеком, поэтому всё пропускал через свое сердце.
Он дал дорогу в науку не только мне, но и нашему земляку – сородичу А.С. Шубину, этнографу, к.ист.н., а также филологам Г.И. Кэптукэ-Варламовой, д.ф.н., Н.Я. Булатовой, к.ф.н.- эвенкийкам из Амурской области, Ю.Д.Сверчковой - эвенкийке из Иркутской области и многим другим. Говорят, жизнь ушедших продолжается в памяти живых. Поэтому мы, вспоминая о Михаиле Григорьевиче Воскобойникове, вспоминаем и о наших именитых предках - сказителях. Благодаря его научным поискам мы открыли богатство нашего эвенкийского фольклора. В 1960 г. было издано учебное пособие для педагогических училищ «Эвенкийский фольклор», сегодня это издание является библиографической редкостью. Полезность и важность его в наши дни бесспорна, в этом пособии впервые систематизирован исследовательский материал по эвенкийскому фольклору, предложена жанровая классификация фольклора и даны образцы текстов.
Несомненно, становление младописьменной литературы народов Севера связано с фольклором. М. Г. Воскобойников писал, что « Глубокими корнями с устно-поэтическим творчеством связана литература младописьменных народностей Севера. С возникновением в тайге первых кочевых школ, с приездом небольшой группы учащихся-северян появлялись и первые произведения начинающих авторов из эвенков.»
В 1921 г. исполнилось 105 лет со дня рождения эвенкийского писателя Никиты Сахарова из с. Тупик Тунгиро-Олёкминского района Забайкальского края, который в 1932 г. был зачислен на подготовительные курсы Института народов Севера. Михаил Григорьевич был неизменным рецензентом стихов и рассказов начинающего писателя. Впервые его знаменитые рассказы «Мечта Маргеши сбывается», «Сиротинка» и повесть «Хулама суглан» на русский язык были переведены М.Г. Воскобойниковым и В. Савельевым.
Работая длительное время в «Чудесном чуме», так ласково называли институт народов Севера студенты всех лет, Михаил Григорьевич был его душой и сердцем. Наш земляк М.Г. Воскобойников, как завкафедрой языков, фольклора и литературы народов Севера, многое сделал для сохранения и развития языкового и культурного наследия не только эвенкийского народа, но и всех малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Д.М. Берелтуева, к.ф.н., почетный работник высшего профессионального образования РФ, член Общественной палаты РБ (г. Улан-Удэ) .