110 лет со дня рождения нашему земляку Михаилу Георгиевичу Воскобойникову - ученому, исследователю, фольклористу.

      Михаил Георгиевич Воскобойников (1912-1979) – крупный ученый-северовед, доктор филологических наук, профессор ЛГПИ им.А.И. Герцена, заведующий кафедрой языков, фольклора и литературы народов Крайнего Севера. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Автор монографий, книг, сборников, посвященных проблемам фольклора, литературы и языков народов Севера. Ученый и педагог, воспитавший целую плеяду молодых ученых исследователей, поэтов и писателей из числа малочисленных народов. Член Союза писателей СССР. Заслуженный деятель науки РСФСР (1972).

      Более полувека назад в Бурятии Михаил Воскобойников впервые взялся за труднейшее дело – нести свет знаний эвенкийскому народу, ранее не имевшему письменности. В самых отдаленных уголках Витимской тайги неутомимый учитель организовывал первые кочевые школы.

      Родился М.Г. Воскобойников 12.7.1912 г. в пос. Ченча Северо-Байкальского района. Окончил школу в Баргузине. В 1935 году приехал в Ленинград и поступил в Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена В 1940 году окончил северное отделение данного института и аспирантуру. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Прозаические жанры эвенкийского фольклора» (1965 г.) Преподавал на северном факультете Ленинградского восточного института. С 1937 г. – сотрудник Института народов Севера. М.Г. Воскобойников участвовал в Великой Отечественной войне, был дважды ранен. Награжден орденом Красной Звезды.

     М.Г.Воскобойников – представитель яркой плеяды ученых, писателей, литературоведов, выпускников ЛГПИ им. Герцена, которые положили начало становлению и развитию литературы и фольклористики народов Севера. Именно в то время начали создаваться книги и буквари на родных языках, небольшие тексты и рассказы, собираться и обрабатываться фольклорные тексты. Среди первых писателей из числа малочисленных народов Севера были студенты и аспиранты института им. Герцена эвенки Алексей Салаткин, Никита Сахаров, Алексей Чинков-Эдян. Им была оказана помощь известными писателями и учеными –североведами. Среди них имена С.Я.Маршака ,В.И.Цинциус, В.Я.Левина, Г.М. Василевич, М.Г.Воскобойникова. Вместе с Г. Меновщиковым М.Г.Воскобойников подготовил два тома «Сказок народов Севера»(1958), перевел и составил сборники «Росомаха и лисица» (1956), «Эвенкийские народные сказки»(1956), «Чудесный чум»(1971), «Кто дал эвенкам солнце» (1973).

    Особое значение и ценность имеют его работы по эвенкийскому фольклору: «Устное творчество баунтовских эвенков» (1947 ), «Об эвенкийской народной песне (1951 ), «Фольклор эвенков Бурятии»(1958), «Фольклор эвенков Прибайкалья»(1967), «Эвенкийский фольклор»(1960)

    Для всех, интересующихся фольклором Бурятии, представляют интерес следующие работы. В сборнике «Фольклор эвенков Прибайкалья» автор упомянул имена сказителей Баунта и Северобайкалья, об особенностях бытования разных форм фольклора в той или иной местности.        Материал по фольклору эвенков, собранный как в дореволюционный, так и за советский период, классифицирован по жанрам: сказка (нимнгакан), героический эпос (улгур), предания (улгурил), песня (икэвун, давлавун), загадка (нэнэвкэ), читалка (тангивка), пословица и поговорка (гумнэк), шаманское песнопение (саман нимнганин), заговоры, заклинания, этнографические приметы.

     В книгах «Кто дал эвенкам солнце?» и «Современные устные рассказы и предания эвенков» можно найти сказки, предания, устные рассказы прибайкальских эвенков.

     Представляет интерес труд М.Г. Воскобойникова «Об эвенкийской народной песне» по материалам, собранным автором во время его работы в Баунтовском районе в 1930-1935 гг. и во время экспедиции в 1946-1947 гг. - Известно, что эвенкийские песни мало изучены. А между тем «тунгусские песни поражают прежде всего развитым звукорядом, ритмикой и кристаллизованным напевом». М.Г. Воскобойниковым записан ряд народных песен у баунтовских орочон. В данной работе идет описание песен икэвун (песня-пляска) и некоторых разновидностей давлавун (песни на определенные мелодии с устоявшимся текстом, а также песни-импровизации). Когда исполнялся и как звучал икэвун (круговые пляски), какие группы колыбельных и свадебных песен существовали у эвенков, обо всем этом повествуют собранные фольклорные материалы автора.

      М.Г. Воскобойникову принадлежат более 100 научных работ в области этнографии, фольклора народов Севера. Переводил на эвенкийский язык русскую художественную прозу. Составитель сборников литературы и фольклора народов Севера «Радость тайги», «Песни эвенка», «Сказание о счастье», «Мы - люди Севера».

      М.Г. Воскобойников – исследователь, фольклорист, к чьим трудам не раз будут обращаться многие поколения исследователей, все, кому небезразличны устное народное творчество и культура эвенкийского народа. Работы М.Г. Воскобойникова: http://www.evenkiteka.ru/stellages/folklore/sovremennye-ustnye-rasskazy-i-predaniya-evenkov/ http://www.evenkiteka.ru/stellages/folklore/folklor-evenkov-pribaykalya/ http://www.evenkiteka.ru/stellages/folklore/kto-dal-evenkam-solntse/ http://www.evenkiteka.ru/stellages/folklore/ob-evenkiyskoy-narodnoy-pesne/ http://dashabiblio.ru/rosomaha-lisica.ht

     Пресс-слуба АУК РБ ГРЦЭК "Арун"

21 февраля 2022