Эвенки

Эвенки – одно из наиболее распространенных самоназваний народности тунгусо-маньчжурской группы, которая была известна ранее в литературе по названием тунгусы, орочены (оленные), манегры (от названия одного из местных родов «манягир»), бирары (речные), илэ (человек), мата (гость). С 1930 г. «эвенки» – официальное название народа.

Эвенки вошли в орбиту российской государственности в XVII в. с этнонимом “тунгусы”,  который не будучи самоназванием, использовался для обозначения эвенков до начала XX в. и нередко до сих пор употребляется как синоним. Где и когда появился народ, называемый эвенками, до сих пор неясно. Это объясняется в какой-то степени тем, что по сравнению с соседними этносами, ведущими более оседлый образ жизни, эвенки были менее доступны для исследователей, и их культура стала объектом серьезного изучения довольно поздно. По языку эвенки принадлежат к тунгусо-мань-чжурской ветви алтайской языковой семьи, Эвенкийский язык имеет три основных наречия: северное, южное и восточное, каждое из которых состоит из многих говоров. Первые контакты эвенков с русскими относятся к 1605-1607 гг.

География проживания

Эвенки – одно из многочисленных этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока. По данным переписи 2010 г. в Российской Федерации проживают 38. 396.

Велик и необычен ареал расселения эвенков, ни одному народу планеты не удавалось освоить столь обширную территорию: практически всю Сибирь. Это уникальное явление в истории человечества. Эвенки по размерам освоенной ими территории превосходят все другие коренные народы Сибири. Столь обширный ареал расселения свидетельствует об их совершенно незаурядных качествах. Так, известный исследователь Ю.Г. Рычков отмечает, «куда бы далее в глубь Сибири не продвигались русские казачьи дружины, повсюду они встречали всё тех же тунгусов вплоть  до побережья Тихого океана на Востоке, до побережья Ледовитого океана – на

севере, до границ с Китаем и Монголией  – на юге» (из глубины веков. 169).  О размерах этих территорий свидетельствует сегодняшнее расселение эвенков от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге. Это Тюменская область (Красноселькупский р-н). Томская область (Каргасокский, Верхне-Кетский р-ны), Эвенкийский национальный округ (Байкитский, Илимпийский, Тунгусо-Чунский р-ны), Таймырский национальный округ (Дудинский р-н), Иркутская область (Бодайбинский, Катангский, Качугский, Киренский р-ны), Читинская область (Каларский, Тунгиро-Олекминский, Тунгокоченский р-ны), Амурская область (Джелтулакский, Нюкжинский, Зейский, Зейско-Учурский, Верхне-Селемджинский, Верхне-Буреинский р-ны), республика Бурятия (Баргузинский, Курумканский, Баунтовский, Северо-Байкальский р-ны), республика Саха-Якутия (Олекминский, Усть-Майский, Оле-нёкский, Жиганский, Алданский р-ны), Хабаровский край (Кур-Урмийс-кий, Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский р-ны), Сахалинская область (Восточно-Сахалинский, Рыбновский р-ны). Характерная особенность в расселении эвенков – дисперсность. Такой тип расселения отрицательно сказывается на этнокультурном развитии народа.

Эвенки проживают также за рубежом: на Севере-Востоке Китая, в Эвенкийском хошуне автономной республики Внутренняя Монголия КНР, в Монголии (около озера Буир-Нур и в верховьях реки Иро). В КНР проживает четыре группы эвенков: солоны, тунгусы-яко, хамниганы, орочоны.

Огромное заселение тунгусами пространства тайги, присутствие тунгусской топонимики даже в тех районах Сибири, где ныне тунгусы не живут, – все указывает на большую древность тунгусов.

Несмотря на то,  что эвенки расселены на обширной территории, тем не менее, такая большая разбросанность никак не повлияла на общность в языке, хозяйстве, материальной и духовной культуре эвенков.

Карта расселения эвенков О.Б. Долгих

Численность эвенков

Эвенки Бурятии

Эвенки (тунгусы) – один из древнейших народов Бурятии.  На территории современной Бурятии эвенки проживают в нескольких районах: Курумканском, Баунтовском, Северобайкальском, Баргузинском, Муйском, Закаменский. Численность их составляет согласно переписи 2010 г.   2974 чел.

В зависимости от типа хозяйственной деятельности они делятся на орочонов или оленных  (в переводе с эвенкийского  «орон» – олень), мурченов или конных (в переводе с эвенкийского «мурин» – конь) и ламучеров («ламу» – озеро).

А.С. Шубин сообщает, что родовой состав эвенков Баргузинского присуда в XVII выглядел следующим образом:

– Баргузинский острог: лимагиры, баликагиры, намегиры, киндигиры, чильчагиры, някугиры;

– Верхнеангарский острог: чильчагиры, киндигиры;

– Кучидский острог: киндигиры, вэкорои.

Из обитающих до последнего времени на Севере Бурятии родовых групп эвенков первыми, согласно преданию, пришли на побережье озера Байкал киндигиры.

Довольно многочисленный род, второй после киндигиров, к моменту прихода русских осваивал верхнее и среднее течение реки Верхняя Ангара, заходил на реки Мама и Кункудера. Чильчагиры не встречаются нигде в Сибири, кроме как на севере Прибайкалья.

Из баргузинских же эвенков в документах XVII века указываются в основном два рода – баликагир и лимагир, довольно многочисленный по сравнению с другими родами. Они занимались коневодством, некоторые из них имели и скот.

Все вышеуказанные роды являются древними по своему происхождению.

Баргузинские, северобайкальские эвенки называют себя эвенками и тунгусами, а баунтовские называют себя  «орочонами» и эвенками.

Смотрите также:

Материальная культура
Духовная культура