«Рыбачим, охотимся. Тем и живем…» - иркутские эвенки

img_3337 Старейшая национальная община Приангарья отметила 30-летие  Ну вот, теперь можно в дорогу отправляться, – председатель Хандинской эвенкийской общины Зоя Джуракулова вынимает из чехла охотничий карабин и аккуратно устраивает его в кузове вездехода. По бездорожью и болотам мы едем в отдаленную деревню Казачинско-Ленского района – Вершина Ханды, чтобы узнать, как сегодня живут эвенки. img_3325 Дорога на Ханду Ружье в дороге – вещь не лишняя, трассу на Вершину Ханды облюбовали медведи. От поселка Магистрального едем на автомобиле до местности, которая незатейливо называется «Конец отсыпки». Здесь предстоит пересесть на каракат. Этой техникой, купленной в 2017 году для охотников, пользуется вся община. Водитель караката Анатолий Антипин – в прошлом пожарный-десантник. Сейчас работает в Ханде дизелистом. Анатолий суров и немногословен, как истинный тунгус. На месте транзита построена стоянка – навес и стол. Рядом – дерево с привязанными к нему ритуальными ленточками. – Оставь ленточку или монетку. Надо бабушке обязательно подношение сделать, чтобы дорога благополучно прошла, – советует Зоя Джуракулова. «Бабушка» – дух местности. Эвенк ни за что не проедет мимо, не совершив символический обряд поклонения. Перегружаем вещи в каракат, трогаемся. Дорога – сплошной скальник. Ветер забрасывает в кузов караката желтые листья. Отчетливо тянет дымом. – На Небеле горит, вчера такого дыма не было, – озабоченно говорит Зоя. Пожар – бич тайги, уничтоживший гектары кедрача. Лес, раскинувшийся по обе стороны дороги, словно сошел с картин художника Билибина. На обочине синеет ягода голубика. Высокие кедры поверху словно охвачены пламенем. – Желтые ветви – признак болезни. Чем болеет дерево, неизвестно, никто не изучал, – вздыхает Зоя. Раньше, до эры вездеходов, жители Вершины Ханды ходили в Магистральный пешком. Самые выносливые преодолевали расстояние до цивилизации за 12 часов. Последняя остановка перед деревней – местное кладбище. Оно не огорожено. На могилах растет брусника. Памятники стоят чуть ли не на дороге. На фотографиях – сплошь молодые лица. Раньше эвенки хоронили своих умерших на деревьях, завернув их в звериные шкуры. Эти погребения давно ушли в прошлое. Дорогу перебегает белка с шишкой в зубах. Вершина Ханды открывается внезапно, за ближайшим поворотом. Расстояние в 40 км мы преодолели за три часа. 1 От кочевья к оседлости В единственной национальной деревне постоянно проживают несколько охотников. Их семьи выехали в поселки Казачинское, Улькан и Магистральный. Женщины нянчат внуков, молодежь работает в офисах и на производстве. История эвенков Ханды насчитывает более трех столетий. В погоне за «мягкой рухлядью» – соболями и чернобуркой – русские «промышленные люди» в начале XVII столетия проникли в обширные таежные пространства между Енисеем и Леной, где встретили «оленный народ» – тунгусов. Русские крестьяне и зверовщики осваивали приречные долины рек Лены и Киренги, а тунгусы, основным хозяйством которых оставались охота на сохатых, оленей, рыбалка и вьючное оленеводство, кочевали по горно-таежным водоразделам Лены-Киренги. В XVIII веке тунгусы рода Нюрумняль, Синигир, Тангалазир с семьями оказались в Верхне-Ленском регионе. Переселение, длившееся несколько десятилетий, не прошло бесследно. Род Нюрумняль стал произноситься как Журумжаль-Джерандоль, Синигиры стали называть себя родом Чинагир. В XIX веке родовые прозвища стали фамилиями. – Поныне распространенные фамилии хандинских эвенков – Жерандоевы, Чинагины. Представители рода Тангалаир – переводится как «косолапые» – стали носить фамилию Чертовских, – рассказывает Зоя Джуракулова. В середине 30-х годов прошлого века эвенки перешли на оседлый образ жизни. Хандинская группа полностью сосредоточилась в Ханде и выселках Дивиткан и Нетопыри. Быстрому переводу на оседлость способствовало сокращение кормовой базы, охотничьих угодий, были ликвидированы последние олени. Так был потерян целый пласт национальной культуры. В советские времена эвенки занимались охотой и рыбалкой, сдавали государству пушнину, мясо, рыбу. Здесь работал крупный коопзверопромхоз. Не стало предприятия, и эвенков поставили перед фактом – живите как хотите. Сегодня эвенкийская община насчитывает 72 человека. Народность размыта, большинство эвенков – метисы. Ассимиляция коснулась каждой семьи. Вершина Ханды всегда была небольшой. В лучшие времена здесь насчитывалось не более сотни жителей. Была когда-то в Ханде начальная школа, а старших детей размещали в райцентре Казачинское, в интернате. Эвенкийский язык помнят немногие старики. Дети, уехавшие в райцентровский интернат на учебу, забывают его уже навсегда. img_3546 Гостевой чум Деревня встречает нас неправдоподобной тишиной. Даже охотничьи собаки, которых тут множество, не лают. У домов – ни оград, ни палисадников, ни замков. – Палочку поставил к двери и ушел по делам. Никто не зайдет – знают, что дома никого, – рассказывает местный житель Константин Казанов. Вокруг раскинулся молодой подлесок. В 2011 году бор Стамикар, окружавший деревню, выгорел дотла, погибли обильные ягодники. Верховой пожар едва не смел саму деревню, которую вовремя успели опахать. У каждого жилого дома в Ханде – свои мини-электростанция и техника – снегоходы «Буран», лодочные моторы. Немногочисленные обитатели деревни выходят встречать прибывший каракат. Каждое новое лицо здесь – целое событие. Мы проходим в гостевой чум. В чуме – посуда, деревянные нары и столы. На стене висит синий хадак – подарок шаманов из Бурятии. Большинство домов в Ханде – пустые. На окнах висят старые занавески, между рамами видны мягкие игрушки. И от этой картины почему-то сжимается сердце. Посреди деревни поставлен памятник погибшим на фронте воинам-хандинцам. Рядом с домами – чумы, покрытые рубероидом. Местные их называют летниками. В чумах летом живут, готовят еду, коптят рыбу – щуку, окунь, сорожку. Жители Вершины Ханды спокойны и приветливы. – Ну, в дом заходите, – приглашает Константин Казанов. Обстановка в домах, как и 50 лет назад – мебель советских времен и трогательные картинки на стенах. И лишь современные генераторы и спутниковые антенны напоминают, что на дворе XXI век. Ивану Чертовских седьмой десяток лет. Он все еще ходит на охоту, собирает орехи и не поддается старости. Стеснительно рассказывает, что если бы не служба в армии в Чите, то он ничего, кроме своей Ханды, так бы и не увидел. Иван показывает свое хозяйство. У крыльца лежит мелкая, словно слива, картошка. – Вот мой урожай. 5 июля упал заморозок, картошка и отцвести не успела. С тех пор заморозки по ночам, – огорченно говорит хозяин. Зимой в Ханде очень холодно. Прошлой зимой градусник опускался ниже минус 50. Минус 40 – это ни о чем, рассказывают охотники. А минус 30 – уже тепло. Раньше женщины Ханды в парниках выращивали лук и морковь. Сейчас заниматься посадками некому. На подворье Чертовских – несколько смирных охотничьих собак. – Все собаки рабочие. Здесь не город, зря кормить не будут, – улыбается Иван. Не так давно на него напал медведь, почти в самой деревне. – Я сети шел проверять. Благо, собаки со мной были. Он подошел близко и ударил. Люди так не бьют, как он приложил. Два месяца я в больнице потом провалялся, – вспоминает Иван. Об охоте мужики говорят так. Белку добывать невыгодно. Ее принимают по 70 рублей за шкурку. В основном бьют соболя. В прошлом году цена на пушнину серьезно упала. Чтобы оправдать затраты на боеприпасы, бензин и провизию и при этом заработать, охотнику в сезон надо выручить не менее 200 тыс. рублей. Но так не получается почти ни у кого, и охотники практически не имеют прибыли. В деревне по нескольку часов работает дизель. – Зрение мы в зимовьях потеряли. Жили при лучинке и керосиновой лампе. А сейчас смотри телевизор и шкурку обдирай, – рассказывает Константин Казанов. К нашему разговору прислушивается Толя Корзинников. Он приехал в Ханду с таежной Орлинги. Жизнь Толю помотала основательно. Живет смирно, не озорует, помогает местным. – Рыбачим, охотимся, тем и живем. Некуда мне ехать. Тут тихо, спокойно. Медведь, тайга и никаких соблазнов, – признается мужчина. Медведь в Ханде – частый гость. – У Вовки Жирандоева мишка на участке разобрал зимовье. У Ивана собак подавил. Я как-то жену встречал с черничника. Тут на нас вышел медведь-пестун и два медвежонка рядом. Они в августе свадьбовать начинают, лучше им не попадаться, – советует Константин Казанов. Главный человек в тайге – Охотник для нас – главный человек, – говорит Зоя Джуракулова. Председатель общины снабжает охотников боеприпасами и снаряжением. На добычу соболя выделяют лицензии, промысел белки ведется без ограничений. Переработки ореха и мяса нет – добывают немного. Пушнину мужики сдают перекупщикам из Иркутска. – В том году шкурка соболя шла по 3200 рублей, потом цена упала совсем, – огорчается Иван Чертовских. Ондатру охотники вообще не берут, мода на ондатровые шапки давно прошла. – Сегодня в общине официально 14 охотников, – подсчитывает Зоя Джуракулова. – Молодежь охотиться разучилась, промысел – дело нелегкое. Мы собираемся купить гладкоствольное оружие, будут экзамены на безопасное владение. На промысел ходят Виктор Казанов, Василий Городилов, Наталья Лопатникова с мужем Василием. Хандинские охотники – наверное, последние, кто соблюдает таежные обычаи. Пришел в чужое зимовье, оставь продукты, наруби дров. Охотники устраивают в тайге солончаки, подкармливают животных. На реке Ближе к вечеру мы отправляемся на рыбалку – смотреть сети. На берегу реки Ханды – несколько деревянных самодельных лодок. Их делают из хорошей прямоствольной сосны, которой в близлежащей тайге почти не осталось. Над узкой полоской реки гаснет вечернее солнце. Сама река давно заросла травой. Иван Чертовских осторожно тянет сеть и весело напевает: «Рыбка плавает по дну, налейте рюмочку одну…» Однако Иван с молодости не пьет и другим не советует. Собрав рыбку, возвращаемся в деревню. Внезапно накрывает сильный дождь. В гостевом чуме Зоя споро жарит добытую сорогу. На открытом огне поет закопченный чайник. У меня от дыма слезятся глаза. Местным же ничего – привыкли. По вечерам окна пустых домов в Ханде мистически светятся. Надо давать нагрузку на дизель, оттого и горит свет в пустом жилье, поясняют местные.  Расстрелянный онгон Несколько лет назад в национальной общине произошел раскол. Причина – деньги, полученные от недропользователей. – Бывшее руководство пыталось часть людей из общины исключить, дело дошло до суда. К тому же вскрылись факты нецелевого использования средств, – рассказывает Зоя Джуракулова. Она – коренная эвенкийка, ее прадеды много веков кочевали по этим землям. Сама уезжала с малой родины, только чтобы окончить вуз. Поэтому хорошо знает, насколько тяжело живется ее соплеменникам. Сегодня Зоя Алексеевна работает акушером-гинекологом в районной больнице. Человек она прямой и принципиальный. – У самих эвенков угасает интерес к национальной культуре. Своих предков до последнего колена уже никто не знает, – сокрушается женщина. Зоя рассказывает чудовищную историю – молодые охотники нашли близ таежного зимовья онгон и расстреляли его. Онгон – дух предка семьи или рода, его культовое изображение. Осквернить онгон – все равно что подписать смертный приговор себе и своему роду. – Потребительское отношение к тайге сегодня, много браконьеров. Забывают люди традиции. Есть нимат – обычай взаимопомощи у тунгусских народов, предписывающий охотнику оставлять добычу или ее часть сородичам или соседям. Сегодня этот закон никто не соблюдает, разве что кто-то родне помогает, – вздыхает Джуракулова. Последний шаман в Вершине Ханды умер в 1981 году. И некому сегодня наставить на путь истинный соплеменников. img_3686 Самобытный островок В хандинском клубе планируют провести ремонт. В прошлом году закупили кровельный материал, оббили стены сухой штукатуркой. Традиции и обычаи предков пытается сохранить эвенкийский центр «Юктэ» в поселке Казачинское. Мастерицы шьют национальные костюмы, плетут изделия из бисера, развивают декоративно прикладное направление, участвуют в областных и региональных фестивалях народов Севера. Женщины из «Юктэ» проводят выставки-ярмарки национального творчества, дегустацию блюд северной кухни, мастер-классы по ремеслам. Зрителей радуют концертами. В числе артистов – Нина Бобышева и Василина Митина. Летом в Ханду едут молодежь и школьники. Недавно здесь прошел национальный праздник, посвященный 30-летию общины. Встретились земляки, вспомнили прошлое, послушали концерты, приняли участие в национальных забавах. А еще в Ханде строится гостиница для туристов. Пока проект готов лишь наполовину. – Я хочу, чтобы Ханда сохранилась как самобытный островок. Мы должны, как последние представители этого народа, донести до потомков наследие наших предков, – говорит Зоя Джуракулова. – Пусть даже мы станем голубоглазыми и белокожими, но пока называем себя эвенками – народ будет существовать. Исчезать мы точно не собираемся…  Людмила Шагунова
15 сентября 2020