Хамбо-лама Аюшеев: "Мы не должны терпеть пренебрежение к хамниганам, эвенкам и сойотам"

В Иволгинском дацане состоялся съезд хамниганов - коренных народов этнической Бурятии

Вот уже несколько дней в сетях идёт бурное обсуждение новой инициативы Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева по объединению и организации собрания в Буддийском университете в Иволгинском дацане хамниганов как представителей крупнейших родов коренных народов, издавна населявших этническую Бурятию.

Выставка, развернутая в стенах Буддийского университета в день собрания, в основном показала историю и жизнь хамниганов современного Забайкальского края. Некогда здесь на территории Агинского, Дульдургинского, Акшинского и Кыринских районов находилось 6 дацанов: Гунэйский – был основан в 1802 г., Токчинский – основан в 1802 г., Хужиртайский – дата основания 1826 г., Тарбагатайский – основан в 1825 г., Кушурский или Ульхунский – основан в 1832 г., Бырцульский – дата основания 1828 г.. Вокруг этих дацанов компактно проживали хамниганы - сильные, бесстрашные, организованные и патриотично настроенные люди, о чем свидетельствует то, что именно хамниганы стали первыми забайкальскими казаками. Сейчас восстановлено три дацана на месте прежних, ведь из-за преследований в годы гражданской войны и воинствующего атеизма часть хамниганов ушла на постоянное поселение в Монголию и Внутреннюю Монголию Китая. Кстати, и монгольские хамниганы, и шинэхэнские также приехали на съезд. Как и джидинские и закаменские хамниганы.

Из докладов, которые представители разных родов хамниганов делали в течение дня, выяснилось, что около города Хайлар в Китае, в местности Мүргэл, проживает более 2 тысяч хамниганов, в Шинэхэне - более тысячи, в Монголии - более 30 тысяч хамниганов, из них двое - Соронзонболд и Баатархүү - избраны депутатами в Великий хурал Монголии. Баатархүү утвержден Министром информации и связи. Представитель Монголии - директор Центра исследования хамниганов Санжаа Мөнхжаргал сообщил, что около современного Дадала Монголии в 1743 году хамниганы основали Гильбирын хийд. Оказывается, в Дадал сомоне, откуда вышло движение Алтаргана, проживает 70% хамниганов. В Биндэр сомоне проживает 50% хамниганов, в Баян уул сомоне живет 80% хамниганов.

Хамниганы Забайкальского края в своих докладах рассказывали про знаменитых сородичей - Героев Советского Союза: снайпера Семена Номоконова и танкиста Базара Ринчино, а также известных тружеников - Героев социалистического труда и уже современных заслуженных выходцев из этих мест.

Глава буддистов России Дамба Аюшеев говорит, что «нам будет тяжело возродить ашибагатский Семиозерский дацан в Красночикойском районе. Потому что многие его прихожане, казаки-ашибагаты, во времена революции подверглись гонению и вынуждены были уйти в Монголию. Такая же судьба у хамниганских дацанов в Акшинском и Кыринских районах. Нам сегодня тяжело будет на исторических местах восстановить хамниганские Бэрцуйский, Хушуурский и Тарбагатайские дацаны, потому что хамниганы, будучи казаками, подвергались гонению гораздо больше, чем хори-туматы и сибиряки-гураны. Сегодня у нас в составе Сангхи России действуют Гунэйский дацан, Узонский дацаны хамниганов. Есть дуганы в Токчине и в Тарбальджее Кыра.
А Ширээтэ ламы Цээжэ-Бургалтайского дацана Цыренов Цырен, Сартуул-Булагского дацана Раднаев Баяржап являются выходцами из сел, где проживают хамниганы Закамны и Джиды. Но мы с уверенностью смотрим в будущее: в Гоман дацане с 2004 года успешно обучается хамниган Дашидондоков Чоймпел, скоро придет время, когда он удостоится высокого звания Лхарамба ламы».

По мысли Хамбо Ламы об объединении всех коренных народов этнической Бурятии такие собрания хамниганов будут проходить раз в год. При этом глава буддистов не забывает и про другие народы, населяющие этническую Бурятию, он говорит: «Хойморским дацаном Тунки руководит сойот из Охор-Шибири Ширээтэ лама Нилтанов Цультим. И на самом высоком месте в Оке братья-сойоты охраняют наш главный флаг Хий морин, который дает нам всем бдительность.
А в Баунтовском районе на земле эвенков действует наш дацан». Хамбо Лама предлагает провести подобные собрания и для других коренных народов: сойотов и эвенков.

Обращаясь ко всем ламам Сангхи, Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев говорит: «Мы, ламы, не должны терпеть пренебрежение к хамниганам, эвенкам и сойотам. Наша задача: беречь их и помогать им, потому что они для нас, буддистов, - достояние и богатство. Всей историей их жизни доказано присутствие внутренней силы, духовитости и ума, если они сохранились и живут до сих пор в этом океане страдания».

Источник:  телеграм-канал "Иволгинский дацан" Хамбын-Хуре

Напомним, руководитель Министерства культуры Бурятии Соелма Дагаева неоднократно отмечала важность сохранения исторической памяти и культуры эвенков для подчёркивания особого колорита и самобытности региона.

29 октября 2024