В эвенкийском языке существует более пятидесяти названий для оленя.

В эвенкийском языке существует более пятидесяти названий для оленя.

 

Человек, владеющий оленем, — именно так переводится эвенкийское слово «орочoн» (также «орочён»), одно из наиболее распространенных самоназваний эвенков — народа, заселившего Сибирь и Дальний Восток . Это отличает их от других этнических групп и определяет весь уклад жизни, тесно связанный с оленеводством. Однако встречаются другие названия, и некоторые из них подчеркивают оленеводческий статус эвенков («орочогол» — верхние оленные эвенки, «буллет» — оленьи жилы и т. д.), другие — их географическое положение (например, «бирарчены» — то есть люди, живущие вдоль рек).До  начала прошлого века русские исследователи чаще всего называли эвенков словом «тунгусы». По всей вероятности, оно произошло от якутского «тонг уос» — «люди с мерзлыми губами» (говорящие на непонятном языке). В 1931 году одно из самоназваний этого народа — «эвэнки» (также «эвэнкил») — было признано официальным и прибрело более привычную для русского слуха форму «эвенки». Примечательно, что сами эвенки ударение в этом слове ставят на первый слог, да и другим советуют поступать так же.

Справедливости ради стоит отметить, что не все эвенки занимались оленеводством — некоторые роды разводили лошадей (например, манегры, солоны) .Однако большинство эвенков были все-таки орочонами. Кстати, сами эвенки избегают слова «домашний» по отношению к своим оленям, предпочитая термин «одомашненный», что подразумевает некую степень независимости этих милых животных от своих хозяев. «Олень нужен человеку, а человек оленю — нет», — такой вердикт часто можно услышать от эвенков.

По мнению ряда исследователей, процесс одомашнивания оленей эвенками начался примерно полторы тысячи лет назад. До этого времени эвенки предположительно были пешими охотниками, занимались рыбной ловлей и собирательством. Но ни археологических, ни тем более письменных источников, которые могли бы пролить на это свет, пока не найдено.

Самой большой загадкой для ученых до сих пор остается вопрос о местонахождении исторической родины эвенков — в качестве таковой указываются, например, Алтай, юг Байкала, Маньчжурия и даже бассейн реки Хуанхэ. Так или иначе, но к началу второго тысячелетия нашей эры эвенки заселили огромную территорию, простиравшуюся от Охотского моря на востоке до Красноярского края на западе и от Амура на юге до Северного Ледовитого океана на севере. Освоить это огромное пространство эвенки смогли именно благодаря северным оленям, которые наилучшим образом приспособлены к выживанию в условиях суровой сибирской тайги.

Помогло и то, что, в отличие от других северных народов-оленеводов, эвенки имеют традицию верховой езды. Это стало возможным благодаря одомашниванию северных оленей горно-таежной породы, отличающихся сравнительно крупными размерами. Верховая езда на оленях позволила эвенкам кочевать на значительные расстояния не только зимой (на нартах), но и летом, используя ездовые и грузовые седла. Их изготавливали из дерева и оленьих шкур, они были очень удобными и позволяли перевозить на большие расстояния даже грудных детей — для этого малышей укладывали в специальную люльку («эмкэ»), которую привязывали к седлу. При этом каждое седло было украшено уникальным орнаментом, по нему можно было легко определить принадлежность его обладателя к тому или иному эвенкийскому роду.

От здоровья оленей, исправного умножения их поголовья напрямую зависит благополучие всего эвенкийского рода — большое крепкое стадо было гарантом сытой жизни, показателем успешности эвенка и его социального статуса. Так, прежде чем жениться, каждый молодой эвенк должен был обзавестись собственным небольшим (до 30 голов) стадом: для семьи невесты это означало, что он готов к браку.

Образ жизни эвенков, напрямую связанный с оленеводством, не мог не отразиться на их мышлении и языке. И подобно тому, как в языке эскимосов есть несколько десятков слов для обозначения снега, в эвенкийском языке существует более пятидесяти названий для оленя — в зависимости от возраста, пола, времени года, родословной, места в связке, окраски, здоровья, привычек, состояния здоровья и даже характера. Традиция разведения этих животных сильно повлияла и на духовную культуру эвенков. Олень (наряду с медведем) считался священным животным. Особым почтением пользовались белые олени — их называли «сэвэки» (эвенк. «дух») и использовали при проведении различных обрядов. И хотя в настоящее время эта традиция практически утрачена, особое отношение к белым оленям сохраняется до сих пор.

В эвенкийском языке есть поговорка — «Орон ачин — эвенки ачин», что означает примерно: «Нет оленя — нет и эвенка», или «Эвенк без оленя — не эвенк».

В традиционном мировоззрении эвенков преобладало чувство слитности с природой, их образ жизни и традиционные виды хозяйствования, наряду с оленеводством были также звероловство, рыболовство и охота. Сохранение и развитие народов Севера как этноса в целом, так и его своеобразной культуры, зависит от соблюдения преемственности между поколениями. Преемственность культурных традиций воспитания дает новым поколениям возможность вбирать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогащать в новых условиях многообразие духовных ценностей. Знать обычаи и традиции - значит сохранять основу жизни этноса.

В Бурятии - Автономное учреждение культуры Республики Бурятия Государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» (АУК РБ ГРЦЭК «Арун»), является организационным и методическим центром по сохранению, развитию и популяризации эвенкийской культуры в Республике Бурятии. Он поддерживает культурные связи с другими регионами проживания эвенков в России, регулярно участвует в общероссийских фестивалях культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В нашей республике благодаря центру «Арун» проводятся различного рода мероприятия, фестивали, конкурсы, этнокультурные смотры и национальные праздники.

 Одним из наиболее удачных проектов Центра «Арун» по праву можно назвать создание сборника «Антология эвенкийской музыки. Песни и инструментальные пьесы» в 2014-15 г. Были проведены исследования , ведь  многие произведения впервые были записаны по нотам, часть песен написанные на русском языке, обрели перевод и зазвучали на эвенкийском. Таким образом после выпуска «Антология эвенкийской музыки. Песни и инструментальные пьесы»-первого фундаментального  издания не только в Улан-Удэ ,но и в России многие люди сумели ближе познакомиться с творчеством эвенкийского народа, являющегося одним из  коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.  Сборник даёт возможность окунуться в мир неповторимой и уникальной эвенкийской музыки. Ведь это издание включает 167 произведений, где песни написаны не только на эвенкийском, но и на русском и бурятских языках. Это большая находка  для всех, кто интересуется культурой эвенков. Проект стал возможным благодаря Гранту Президента Российской Федерации и поддержке  Министерства культуры Республики Бурятия.

Среди произведений, вошедших в Сборник можно проследить, какое место занимает олень в духовной жизни эвенков. Воспевали оленя в песнях, в стихах и в инструментальных произведениях. Среди них наиболее популярные:

«Омолги икэнин», в переводе  «Песня влюбленного оленевода». Музыка и слова Е.Курейской,

«Орорво иргичимни», (Мой отец – оленевод). Музыка Н.Биланина, слова П.Явтысая, перевод А.Мыреевой.

 «Энгнэкэн», (Олененок). Музыка Н.Биланина, слова Кати Бэйбок, перевод А.Мыреевой.

 «Энгнэкэкэн» пер.Олененок. Музыка А. Биланина. слова Н.Оегира, обработка В.Гончикова.

«Энгэтэдэри энгнэкэн» (Голосистый олененок). Музыка Н.Биланина, слова Н.Оегира, перевод А.Мыреевой.

«Миннги дев, орон», (Друг ты мой, олень). музыка В.Гончикова, слова М. Шульгина, перевод З.Делбоновой.

«Олени» музыка О. Чапогира, слова А.Немтушкина.

«Орорнун би индем», пер. «Живу среди оленей». Музыка О.Чапогира, слова Н. Оегира.

 «Песня оленевода», Музыка О.Чапогира, слова Н.Оегира.

«Орончикан» (Олененок). Музыка Н. Докаловой. Слова А.Мыреевой.

Олени (Хореографическая картина), Музыка В.Дамбаева,

«Топ-топ мой олень», (Танцевальная сюита). Музыка В. Дамбаева. Проанализировав репертуар данных песен, можно сделать вывод, что олень занимал и продолжает занимать своё почетное место в культуре эвенков Бурятии и не только. Народ уже трудно назвать оленнным, ибо с каждым годом уменьшается количество людей, приверженных оленеводству, однако в своей ментальности именно олень у эвенков остается символом прекрасного. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21 октября 2021