Современный фольклор баунтовских эвенков Бурятии
Устное народное творчество эвенков зародилось в древнейшие времена и в течение многих веков передавалось из поколения в поколение, из уст в уста. Еще в дореволюционные годы некоторые ученые в своих трудах выделяли вопросы бытования фольклора эвенков, отмечая дарования народных сказителей.
В 1946 году по поручению Ленинградского государственного университета (далее — ЛГУ) в научную командировку к баунтовским эвенкам Бурятии выезжал ученый-тунгусовед Михаил Григорьевич Воскобойников.
М.Г. Воскобойников родился в 1912 г. в Бурятии, в семье крестьянина. С детства он знал бурятский и эвенкийский языки, позднее прекрасно овладел монгольским, маньчжурским языками. До учебы в институте Михаил Григорьевич работал в кочевых школах, где познал язык эвенков, которому и посвятил всю свою жизнь. После окончания в 1939 г. пединститута в Ленинграде он поступил в аспирантуру при Институте народов Севера. Занятия наукой были сорваны войной. В 1941 г. он добровольцем ушел на фронт. После войны преподавал в Высшей военной академии. В 1946 г. Михаил Григорьевич продолжил учёбу в аспирантуре Ленинградского госуниверситета.
Собрав огромный материал в ходе экспедиции по местам расселения эвенков Бурятии, Михаил Григорьевич в 1947 году блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Устное творчество баунтовских эвенков». В 1967 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Прозаические жанры эвенкийского фольклора». Ему присвоили ученое звание профессора кафедры языков, фольклора и литературы народов Крайнего Севера, которой он заведовал до 1978 года. Михаил Григорьевич опубликовал более 100 научных работ, посвященных проблемам фольклора эвенков и других народов СССР, эвенкийского языка, организации просвещения, высшего образования, литературного творчества народностей Севера. В 1960 году вышло учебное пособие для педагогических училищ М. Г. Воскобойникова «Эвенкийский фольклор», которое до настоящего времени является единственной теоретической работой по эвенкийскому фольклору [5].
После того, как в 1946 году М. Г. Воскобойников побывал на баунтовской земле, сбором фольклорного материала у баунтовских эвенков и его научным исследованием фактически больше никто не занимался. Учитывая это обстоятельство, нами предпринимаются меры по сбору и сохранению современного фольклорного материала. Наша задача — собирать материалы по эвенкийскому устному народному творчеству в местах компактного проживания эвенков для издания сборников, учебных пособий, хрестоматий и др. В ходе наших поездок в Баунтовский эвенкийский район республики, мы встречались с эвенками сел: Багдарин, Усть-Джилинда, Россошино.
Еще не так давно фольклор у эвенков являлся выражением определенного мировоззрения, верований и представлений. В настоящее время роль фольклора в жизни эвенков сильно изменилась. Все реже встречаются эвенки, знающие свои предания, легенды, мифы. В основном это представители старшего поколения. И всё же следует отметить тот факт, что малые жанры фольклора такие, как загадки, приметы, обереги знает и молодое поколение эвенков. Нашими информантами стали люди разных возрастов и профессий. Среди них: В. М. Торгонов, А. И. Воронин, Е. С. Агдыреева, О. А. Карпушкин, А. В. Догончина, А. Л. Догончин, И. А. Савин, К. С. Гасалтуев. Наши современники — носители языка, традиций, обычаев эвенкийского народа берегут исторический опыт и знания, завещанные им предками для того, чтобы эти сокровища стали достоянием нынешнего и будущего поколений. Из глубины веков дошли до нас тексты мифов, легенд, улгуров, примет, наставлений, в том числе и тексты устного народного творчества эвенков Баунта, о которых нам рассказали информанты.
Сегодня у баунтовских эвенков сохранился и обрядовый фольклор, в частности, обряд ‘кормления’ огня — имты. Почитание огня у эвенков складывалось тысячелетиями. Поэтому у народа сложилось уважительное отношение к нему. Считалось, что все духи, включая саму Энекан Буга (хозяйку вселенной), ‘питаются’ через огонь. Поэтому во время его кормления эвенки имеют возможность обратиться со своими просьбами сразу к самой Энекан Буга. Обряд ‘кормления’ огня самый простой по формуле, не обременительный, не требующий никаких специальных приготовлений. Поэтому он жив в любом доме и любой семье. Даже в повседневной жизни эвенки по важным событиям не забывают ‘угостить’ огонь.
Улгани — следующий по значимости и частоте исполнения обряд эвенков. Данный обряд проводят в трудных местах пути, на перевалах и хребтах, при переправах через опасные реки: эвенки оставляют жертву в виде ленточек из ткани, привязанных на ветви дерева. Дополнением могут быть различные мелкие предметы, например, спички, патроны, монеты. Совершают и другие дарения духам-хозяевам местности.
Характерной чертой обрядового фольклора является то, что с просьбами к духам — хозяевам местности люди обращаются шепотом, поэтому зачастую трудно зафиксировать произносимые обрядовые тексты. Считается, что хозяин обладает хорошим слухом, поэтому обряд жертвоприношения производится в тишине.
В современной жизни среди молодых эвенков много удачливых охотников, метких стрелков, бесстрашных медвежатников. Их секрет успеха кроется в том, что они с детства перенимают опыт у старшего поколения охотников.
Существуют обряды, связанные с охотой. Прежде всего, перед началом охоты на зверя охотник морально настраивается на положительный исход мероприятия. Издревле успех промысла зависел не только от искусства и опыта охотника, но и от природных условий, изменения миграционных путей зверей и птиц, случайных явлений. В связи с этим имелось множество обрядов и представлений, связанных с верой в сверхъестественные силы. Прежде чем отправиться на охоту, эвенк-охотник всегда совершает обряд угощения
(задаривания) духа-огня (того). Затем охотник из веток ерника изготавливает фигурку оленя, устанавливает ее возле огня. Голова фигурки должна смотреть на юг. Затем он окропляет ‘оленя’ молоком или водкой, прося при этом об удаче на промысле.
Подобный обряд с фигуркой оленя из веток ерника проводят и при рождении ребенка. Отличие заключается в том, что голова ‘животного’ должна быть повернута в сторону восхода солнца, тем самым, знаменуя начало жизненного пути нового человека.
У баунтовских эвенков сохранился обряд погребения. Перед погребением старейшина проводит обряд, говоря: «Урудянни, аят нэнэдекэл, угучак синни будерэп!» («Уходишь, хорошо иди, верхового оленя тебе отдаем!») Для этого забивают оленя, чтобы умерший человек мог кочевать в ином мире. Между двумя деревьями навешивают жердину, на более толстый конец вешают голову и шкуру забитого оленя. Сверху привязывают сумины с одеждой умершего человека. Мясо убитого оленя варят и съедают на поминовение. Голова животного при этом обращена в сторону захода солнца, тем самым, указывая, что путь человека в этом срединном мире (Дулин Буга) завершился.
Данные обряды имеют древнее происхождение, они живут и сегодня. Наша задача — сохранить их в том виде, в котором они перешли к нам.
Нами зафиксировано немало эвенкийских примет, запретов, лекарственных рецептов. Записаны легенды, свадебный и похоронный обряды. Одним из самых распространенных жанров, представленных здесь, является улгур — рассказ о курьезном случае из жизни взрослого поколения. Даны два мифа с этиологической концовкой. Героем мифов выступает человек, представителями северного животного мира — медведь и изюбрь, а также природный памятник Баунтовского района — Белая гора. Богатая народная фантазия наделяет их присущими людям чертами характера, разумом, речью. Сюжетом служит один случай, что обуславливает и простоту развития действия, и небольшой объем мифа.
Фольклор эвенков Баунтовского района до сих пор остается неизученным в полной мере. Собранный материал нами опубликован в издательстве «Бэлиг» в 2013 году в виде учебного пособия под названием «Фольклор эвенков Баунтовского района Бурятии».
А.А. Воронина, Бурятский государственный университет
Литература
1. Варламова Г. И. (Кэптукэ) Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора / Г. И. Варламова. Новосибирск, 2002. 376 с.
2. Василевич Г. М. Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору / Г. М.Василевич; вступ. статья, комментарии, составление Г. М. Василевич. Л., 1936. 290 с.
3. Василевич Г. М. Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания / Г. М. Василевич; Запись текстов, перевод и комментарии Г. М. Василевич. М — Л., 1966.399 с.
4. Воскобойников М. Г. О собирании и публикации устного народного творчества эвенков за годы советской власти / М. Г. Воскобойников // Ученые записки. Л., 1960. Т. 167. С. 265-270.
5. Воскобойников М. Г. Эвенкийский фольклор: Учеб. пособие для педучилищ / М. Г. Воскобойников. Л., 1960. 339 с.