Современный фольклор баунтовских эвенков Бурятии

img_8918_thumb Устное народное творчество эвенков зародилось в древнейшие времена и в течение многих веков передавалось из поколения в по­коление, из уст в уста. Еще в дореволюционные годы некоторые ученые в своих трудах выделяли вопросы бытования фольклора эвенков, отмечая дарования народных сказителей. В 1946 году по поручению Ленинградского государственного университета (далее — ЛГУ) в научную командировку к баунтовским эвенкам Бурятии выезжал ученый-тунгусовед Михаил Григорьевич Воскобойников. М.Г. Воскобойников родился в 1912 г. в Бурятии, в семье кре­стьянина. С детства он знал бурятский и эвенкийский языки, позд­нее прекрасно овладел монгольским, маньчжурским язы­ками. До учебы в институте Михаил Григорьевич работал в кочевых школах, где познал язык эвенков, которому и посвятил всю свою жизнь. После окончания в 1939 г. пединститута в Ленинграде он поступил в аспирантуру при Институте народов Севера. Занятия наукой были сорваны войной. В 1941 г. он добро­вольцем ушел на фронт. После войны преподавал в Высшей воен­ной академии. В 1946 г. Михаил Григорьевич продолжил учёбу в аспирантуре Ленинградского госуниверситета. Собрав огромный материал в ходе экспедиции по местам рассе­ления эвенков Бурятии, Михаил Григорьевич в 1947 году блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Устное творчество баунтовских эвенков». В 1967 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Прозаические жанры эвенкийского фольклора». Ему при­своили ученое звание профессора кафедры языков, фольклора и ли­тературы народов Крайнего Севера, которой он заведовал до 1978 года. Михаил Григорьевич опубликовал более 100 научных работ, посвященных проблемам фольклора эвенков и других наро­дов СССР, эвенкийского языка, организации просвещения, высшего образования, литературного творчества народностей Севера. В 1960 году вышло учебное пособие для педагогических училищ М. Г. Воскобойникова «Эвенкийский фольклор», которое до на­стоящего времени является единственной теоретической работой по эвенкийскому фольклору [5]. После того, как в 1946 году М. Г. Воскобойников побывал на баунтовской земле, сбором фольклорного материала у баунтовских эвенков и его научным исследованием фактически больше никто не занимался. Учитывая это обстоятельство, нами предпринимаются меры по сбору и сохранению современного фольклорного материа­ла. Наша задача — собирать материалы по эвенкийско­му устному народному творчеству в местах компактного прожива­ния эвенков для из­дания сборников, учебных пособий, хрестоматий и др. В ходе наших поездок в Баунтовский эвенкийский район республики, мы встречались с эвенками сел: Багдарин, Усть-Джилинда, Россошино. Еще не так давно фольклор у эвенков являлся выражением опре­деленного мировоззрения, верований и представлений. В настоящее время роль фольклора в жизни эвенков сильно изменилась. Все ре­же встречаются эвенки, знающие свои предания, легенды, мифы. В основном это представители старшего поколения. И всё же следует отметить тот факт, что малые жанры фольклора такие, как загадки, приметы, обереги знает и молодое поколение эвенков. Нашими ин­формантами стали люди разных возрастов и профессий. Среди них: В. М. Торгонов, А. И. Воронин, Е. С. Агдыреева, О. А. Карпушкин, А. В. Догончина, А. Л. Догончин, И. А. Савин, К. С. Гасалтуев. На­ши современники — носители языка, традиций, обычаев эвенкийско­го народа берегут исторический опыт и знания, завещанные им предками для того, чтобы эти сокровища стали достоянием нынеш­него и будущего поколений. Из глубины веков дошли до нас тексты мифов, легенд, улгуров, примет, наставлений, в том числе и тексты устного народного творчества эвенков Баунта, о которых нам рас­сказали информанты. Сегодня у баунтовских эвенков сохранился и обрядовый фольк­лор, в частности, обряд ‘кормления’ огня — имты. Почитание огня у эвенков складывалось тысячелетиями. Поэтому у народа сложилось уважительное отношение к нему. Считалось, что все духи, включая саму Энекан Буга (хозяйку вселенной), ‘питаются’ через огонь. По­этому во время его кормления эвенки имеют возможность обра­титься со своими просьбами сразу к самой Энекан Буга. Обряд ‘кормления’ огня самый простой по формуле, не обременительный, не требующий никаких специальных приготовлений. Поэтому он жив в любом доме и любой семье. Даже в повседневной жизни эвенки по важным событиям не забывают ‘угостить’ огонь. Улгани — следующий по значимости и частоте исполнения обряд эвенков. Данный обряд проводят в трудных местах пути, на перева­лах и хребтах, при переправах через опасные реки: эвенки оставля­ют жертву в виде ленточек из ткани, привязанных на ветви дерева. Дополнением могут быть различные мелкие предметы, например, спички, патроны, монеты. Совершают и другие дарения духам-хозяевам местности. Характерной чертой обрядового фольклора является то, что с просьбами к духам — хозяевам местности люди обращаются шепо­том, поэтому зачастую трудно зафиксировать произносимые обря­довые тексты. Считается, что хозяин обладает хорошим слухом, поэтому обряд жертвоприношения производится в тишине. В современной жизни среди молодых эвенков много удачливых охотников, метких стрелков, бесстрашных медвежатников. Их сек­рет успеха кроется в том, что они с детства перенимают опыт у старшего поколения охотников. Существуют обряды, связанные с охотой. Прежде всего, перед началом охоты на зверя охотник морально настраивается на поло­жительный исход мероприятия. Издревле успех промысла зависел не только от искусства и опыта охотника, но и от природных усло­вий, изменения миграционных путей зверей и птиц, случайных яв­лений. В связи с этим имелось множество обрядов и представлений, связанных с верой в сверхъестественные силы. Прежде чем отпра­виться на охоту, эвенк-охотник всегда совершает обряд угощения (задаривания) духа-огня (того). Затем охотник из веток ерника изго­тавливает фигурку оленя, устанавливает ее возле огня. Голова фи­гурки должна смотреть на юг. Затем он окропляет ‘оленя’ молоком или водкой, прося при этом об удаче на промысле. Подобный обряд с фигуркой оленя из веток ерника проводят и при рождении ребенка. Отличие заключается в том, что голова ‘жи­вотного’ должна быть повернута в сторону восхода солнца, тем са­мым, знаменуя начало жизненного пути нового человека. У баунтовских эвенков сохранился обряд погребения. Перед по­гребением старейшина проводит обряд, говоря: «Урудянни, аят нэнэдекэл, угучак синни будерэп!» («Уходишь, хорошо иди, верхового оленя тебе отдаем!») Для этого забивают оленя, чтобы умерший человек мог кочевать в ином мире. Между двумя деревьями наве­шивают жердину, на более толстый конец вешают голову и шкуру забитого оленя. Сверху привязывают сумины с одеждой умершего человека. Мясо убитого оленя варят и съедают на поминовение. Го­лова животного при этом обращена в сторону захода солнца, тем самым, указывая, что путь человека в этом срединном мире (Дулин Буга) завершился. Данные обряды имеют древнее происхождение, они живут и се­годня. Наша задача — сохранить их в том виде, в котором они пере­шли к нам. Нами зафиксировано немало эвенкийских примет, запретов, ле­карственных рецептов. Записаны легенды, свадебный и похоронный обряды. Одним из самых распространенных жанров, представлен­ных здесь, является улгур — рассказ о курьезном случае из жизни взрослого поколения. Даны два мифа с этиологической концовкой. Героем мифов выступает человек, представителями северного жи­вотного мира — медведь и изюбрь, а также природный памятник Баунтовского района — Белая гора. Богатая народная фантазия наделя­ет их присущими людям чертами характера, разумом, речью. Сю­жетом служит один случай, что обуславливает и простоту развития действия, и небольшой объем мифа. Фольклор эвенков Баунтовского района до сих пор остается не­изученным в полной мере. Собранный  материал нами опубликован в издательстве «Бэлиг» в 2013 году в виде учебного пособия под названием «Фольклор эвенков Баунтовского района Бурятии». А.А. Воронина, Бурятский государственный университет Литература 1.  Варламова Г. И. (Кэптукэ) Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора / Г. И. Варламова. Новосибирск, 2002. 376 с. 2. Василевич Г. М. Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору / Г. М.Василевич; вступ. статья, комментарии, составление Г. М. Василевич. Л., 1936. 290 с. 3. Василевич Г. М. Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания / Г. М. Василевич; Запись текстов, перевод и комментарии Г. М. Василевич. М — Л., 1966.399 с. 4. Воскобойников М. Г. О собирании и публикации устного народного творче­ства эвенков за годы советской власти / М. Г. Воскобойников // Ученые записки. Л., 1960. Т. 167. С. 265-270. 5. Воскобойников М. Г. Эвенкийский фольклор: Учеб. пособие для педучилищ / М. Г. Воскобойников. Л., 1960. 339 с.
20 февраля 2019