Разговор о языках коренных малочисленных народов Севера…

img_7040 17454904_1933099196924625_256438403_oimg_7056В декабре 2016г. в ходе работы Совета по культуре Министерства культуры РБ . возник вопрос по обучению эвенкийскому  языку в дошкольных и школьных учреждениях в местах компактного проживания эвенков в северных районах республики и популяризации его через культурно – досуговые учреждения и центры дополнительного образования. В.Э. Матханов, зам. председателя Правительства РБ по социальному развитию, предложил данную проблему обсудить в Министерстве образования и науки РБ. 17 марта 2017 г.  в Комитете по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия  прошёл круглый стол на тему «О родных языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на территории Республики Бурятия».  Вел круглый стол М.А. Харитонов, председатель комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив. В работе круглого стола приняли участие: Т.С. Елистратова, начальник отдела дошкольного и общего образования МОиН РБ; Шеметова Н.Е.,  директор АУК ГРЦЭК « Арун», Н.А. Будаева, президент АКМНС РБ, Е.Ф. Афанасьева  доцент ФГБОУ ВО БГУ; руководители  управления образования МО районов: Маланов В.Ц. – Курумканский район, Самбялова Т.А. – Окинский район; директор МБОУ «Мылинская СОШ» МО Закаменский район;    Берельтуев С.О., уполномоченный представитель КМНС в Народном Хурале; и приглашенные из общественных организаций. К сожалению,  не присутствовали руководители управления образования МО Баунтовский район, Баргузинский район, Муйский район, Северобайкальский район. Елистратова Т.С. ознакомила с ситуацией преподавания эвенкийского языка в МО северных районов республики. На сегодня в северных районах эвенкийский язык как предмет изучают в Курумканском и Баунтовском районах, факультативно в Северобайкальском районе, сойотскому языку обучают в с. Сорока Окинского района. После выступления возникли вопросы по языковой ситуации в районах, охватом дошкольников и школьников из числа КМНС обучением родному языку, наличием учебной литературы и подготовленных педкадров. В курс по подготовке учителей эвенкийского языка  на восточном факультете БГУ ввела Е. Ф. Афанасьева. По ее замечанию, ввиду ограничения квот на бюджетные места по очному обучению число абитуриентов уменьшилось до 1-2 чел. Абитуриенты из республики конкурируют с абитуриентами из других регионов, подавшими заявки на обучение в вузе, и поэтому возникает необходимость в целевой контрактной подготовке. Несомненно, студенты – эвенки активно включаются в различные научные поиски, участвуют в студенческих научных конференциях, они профессионально готовы прийти в те учреждения, в которых они востребованы как специалисты. Но ввиду жизненных обстоятельств не все выпускники эвенкийского отделения работают по полученной ими специальности. Третьим докладчиком Будаевой Н.А.  были предложены альтернативные формы работы. Одна из них это воскресная школа по обучению эвенкийскому языку студентам – эвенкам  других  вузов и рабочей молодёжи г. Улан – Удэ. Инициировали ее Ассоциация коренных малочисленных народов Севера РБ совместно с АУК ГРЦЭК "Арун". Занятия ведут Миронова Елена и Берельтуева Маша. Дополнением к 3-ему докладу стало  выступление директора АУК ГРЦЭК «Арун» Н.Е. Шеметовой. Она ознакомила участников круглого стола  с опытом работы набирающего темп Республиканского конкурса – фестиваля «Эвенкийский нимнгакан», на котором со сцены звучит эвенкийский язык. В 2015 году Фестиваль прошел в двух районах : в Курумканском и Баунтовском районах. Лучший спектакль в исполнении  Центра эвенкийской культуры «Давдын» (пос. Улюнхан Эвенкийское Курумканского района) был представлен  на суд  горожан в театре кукол Ульгэр. В 2016 году  фестиваль расширил границы. В полной мере к нему присоединился Северобайкальский район. На второй тур вышли 3 спектакля от всех северных районов: Северобайкальский (п. Нижнеангарск), Баунтовский (с. Россошино), Курумканский (с. Улюнхан). Первое место заняло представление из п Нижнеангарск – спектакль «Чокондон». Учащиеся и взрослые  как самодеятельные актеры доказали, что могут говорить со сцены на эвенкийском языке, «погружаться»  в образ своих героем и жить на сцене их жизнью.  Эта форма работы как одна из возможностей сохранения и развития эвенкийского языка требует продолжения. Она сегодня актуальна  и  должна привлекать к себе как можно больше внимание как со стороны отделов культуры, так и работников сферы  образования. В прениях участниками круглого стола было предложено:
  • Министерству образования и науки Республики Бурятия провести мониторинг по изучению языков КМНС в республике;
  • создать рабочую группу по работе над выработкой концепции по сохранению и развитию языков КМНС в республике,
  • изыскать возможности по обучению родному языку – эвенкийскому и сойотскому в дошкольных учреждениях образования и учреждениях дополнительного образования в северных районах;
  • готовить учителей эвенкийского и сойотского языка по целевой контрактной подготовке;
  • создавать авторские коллективы по созданию учебников и учебных пособий;
  • использовать возможности электронных технологий в создании учебно – методической и справочной литературы по языку и культуре эвенков и сойотов для не владеющих родным языком;
  • Государственному республиканскому центру эвенкийской культуры «Арун» продолжить Республиканский фестиваль – конкурс «Эвенкийский нимнгакан».
  • Министерству образования и науки Республики Бурятия оказать содействие в проведение Республиканского фестиваля – конкурса «Эвенкийский нимнгакан».
  • Министерству культуры РБ создать межведомственную комиссию по сохранению языкового и культурного наследия эвенков и сойотов с привлечением Министерству образования и науки Республики Бурятия и Министерства спорта и молодёжной политики РБ.
 
22 марта 2017