Легенды Маракинды. Эвенкийская легенда о происхождении мира

Отрывок из романа Доржи Бадмаева "Развевающийся на ветру орхимжо". sozvezdie-losya-u-evenkov Если идти быстрым шагом три дня вверх по течению Маракинды, то через семьдесят с лишним километров можно увидеть, что в одном месте в нее впадает три притока – Мендегул, Эйварит и Хаглан, из которых и образуется Маракинда. Самый маленький приток – Хаглан, что по эвенкийски означает «Большая Лосиха». Река Хаглан хоть самый маленький приток Маракинды, но зато самый протяженный из трех притоков. Тянется от самого Самагирского хребта, длина ее сто километров, а может и больше. Река Хаглан потому небольшая, что она самая протяженная и по пути питает водой много равнин, деревьев, полей, для которых берут из нее воду. Хаглан образуется от таяния ледника внутри самой крупной вершины Самагирского хребта пика Соранакан. Почему же речку зовут «Большая Лосиха»? Любой скажет: Так наверно лосей тут много было, поэтому эвенки так и назвали речку. Нет, тут есть другое объяснение. Мне эту легенду рассказал дедушкин друг дядя Афанасий. Дядя Афанасий настоящий эвенк, ему эту легенду рассказал его дед, а деду его прадед и так далее. Старая легенда, вообще-то, тысяча лет ей, наверно. Раньше тунгусов на земле было много-много, больше, чем деревьев в лесу. Тунгусы делились на три больших племени: оленных, конных и промысловых. Всем всего хватало, все жили хорошо. Охотники били в тайге зверя, которого было видимо-невидимо. Даже малые дети могли за полдня столько дичи добыть, что могли сами наесться и накормить еще целую деревню. Из соболей мастерицы шили рукавицы для малых деток. Вот как жили охотники! Оленные тунгусы кочевали с тысячными стадами по тундре. Были такие стада, что объехать можно было только за целый день. Едешь-едешь вокруг стада и не можешь объехать. Даже самые сметливые из оленеводов не знали числа своим оленям. У конных тунгусов несметные табуны лошадей паслись от тайги до самого Китая. Тысячные табуны лошадей конные тунгусы перегоняли до великой Желтой реки и обменивали у травоедов на необходимые товары. Все жили хорошо, все были счастливы до поры до времени, пока однажды не случилась беда: полное затмение солнца на небе. Шаманы увидели в этом плохой знак: приходит беда для всех тунгусов, все рода начнут угасать, как костер, оставленный в тайге во время дождя, как сугроб, тающий в горах под весенним солнцем. Нет ли возможности предотвратить угасание родов тунгусских? Самый старший шаман трех племен Бухуч сказал, что надо задобрить духов и принести им хорошую жертву и тогда духи могут спасти тунгусов. В те далекие времена приносили жертву духам не только лошадьми, быками и овцами, но и людьми тоже. Было решено принести в жертву самую красивую девушку и самого удачливого охотника. Выбрали в племени оленеводов красавицу Эйварит, и в племени охотников юношу Мендегула. Связали их соплеменники веревками по рукам и ногам и привезли к шаманам. Те сбросили их в глубокую яму и стали ждать благоприятного часа для жертвоприношения. Небо должно дать добро на камлание падающей звездой или двойной радугой. Несколько дней и ночей ждали шаманы знака небес. О молодых они не беспокоились, потому что знали, что юноша и девушка крепко связаны. Но не учли, что любовь может творить великие чудеса. Связанные Эйварит и Мендегул влюбились в друг друга с первого взгляда. Изгрызли зубами крепкие веревки, сковывавшие их по рукам и ногам. Эйварит из обрывков веревки сплела крепкий аркан, который Мендегул темной ночью забросил далеко от ямы за два полета стрелы и зацепил за ствол коновязи. Вдвоем они выбрались из ямы, перебили стражников и сбежали в страну Дзамбутива, которая находится на далеком севере, где живут люди, имеющие ледяные сердца. В северной стране круглый год полярная зима и солнце никогда не светит, поэтому некоторые органы у людей там ледяные. Шаманы организовали погоню за беглецами. Лучшие охотники преследовали беглецов до страны Дзамбутива, почти догнали их, но им помог темный дух этой мрачной страны Харга. Он давно мечтал поработить страну тунгусов, и вот наступило его время. Позвал к себе небесную лосиху Хаглан с могучими железными рогами и велел ей похитить солнце с неба. Хаглан помчалась по небу цок-цок-цок копытами и подцепила рогами Дылача-Солнце. Потом цок-цок-цок добежала до своего железного чума и спрятала там Солнце, прикрыла выход из чума тяжелой лиственницей и довольная ушла пастись по небесному пастбищу. Наступила полярная ночь, такая же бесконечная, как в стране Дзамбутива. Где же ты, великий дух тунгусов Хэвэго? Разве не видишь, что совсем плохо стало жить поперек хребтов ходящим? Олени в темноте разбежались по тундре, кони разбрелись, не соберешь назад, зверь в тайге попрятался. Вдобавок из севера появились орды дзамбутивцев, которые раньше никогда не смели подходить к границам земель тунгусских. Дзамбутивцы были маленького роста, выглядели как десятилетние дети, но были злые, как хорьки и видели в темноте как дикие коты манулы. Начали дзамбутивцы грабить тех, кто жил на границе Тунгусии. Все награбленное уносили в свою темную страну. Раньше у дзамбутивцев ничего не было: жевали кору деревьев и разоряли норы сусликов, тем и жили. А теперь стали другими. Одежда, обувь и посуда у них впервые появились. А в Тунгусии воцарились холод, голод и болезни. Что же делать потомкам трех племен? Решили созвать Великий Суглан и думать, как поступить тунгусам. Три ночи думали старейшины, три повозки табака искурили, три ночи камлали шаманы и нашли выход: стали просить богатыря сонинга Даяна, чтобы вернул на землю Солнце. Он согласился и попросил сплести ему длинный и прочный аркан. Трое суток все женщины трех племен плели ему из конского волоса длинный аркан. Сплели ему аркан длиной сто полетов стрелы. Сонинг Даян забросил его высоко-высоко, аж до вершины растущей до неба лиственницы. С вершины лиственницы Даян запрыгнул на скалу, нависающую над облаками, со скалы запрыгнул на облако и очутился в Верхнем мире. Чтобы лучше увидеть Верхний мир, Даян из двух осиновых палок сделал себе верстовые ходули и пошел по небу искать след небесной лосихи Хаглан. Но Верхний мир он и есть верхний мир, и ни с каких верстовых ходуль все равно все не увидишь. Потерялся Даян в море облаков, как комар в одеяле из лоскутков – не может никак след небесной лосихи Хаглан учуять. А на Земле, покрытой темным мраком, в это время поперечноглазые начали болеть и умирать. Ну, невозможно просто жить стало. Зверя не добудешь – звери все по тайге разбежались. Ведь любой зверь в темноте лучше видит, чем самый лучший охотник. Пробовали ставить капканы, да сами в них в темноте попадали, потому забросили это дело. Много умерло людей в то время, мало стало тунгусов. Нижний мир теней переполнился, перестали мертвых принимать в нижний мир. Души мертвых стали мучить живых и сражаться с духами голода и болезней на Земле. Живые люди, свидетели войны духов, страдали больше всего, наблюдая за бесконечной войной бестелесных существ. Не давали покоя и дзамбутивцы. Все глубже и глубже в земли тунгусов устраивали свои набеги. Понравилось им грабить стойбища тунгусов, много добра уносили они на север. Ну, хорошо, хоть Мендегула и Эйварит приютили. Насмотрелись странных обычаев дзамбутивцев Мендегул и Эйварит в северной стране. Например: доблесть охотников выражалась в том, кто после определенной команды быстрее всех найдет и принесет из тайги свежий, еще теплый, медвежий помет. Также дзамбутивцы любили смотреть борьбу, но к схваткам допускались борцы только маленького роста. Только потом Мендегул и Эйварит поняли, что в этой стране крупных и сильных презирают, в почете маленькие, слабые и трусливые. Это было для молодых тунгусов удивительно. Верховный шаман Бухуч страдал, провожая в Нижний мир столько соплеменников. С каждым мертвым его печень все больше и больше чернела от горя. В конце концов, печень Бухуча не выдержала столько горя и взорвалась на тысячи осколков. Горящие осколки осветили не только мир людей, но и Нижний мир, и Верхний мир, превратившись в сияющие звезды на Небе. От сияния звезд великого Бухуча немного стало легче поперечноглазым жить в своем мире. В чумах стало чуть светлее, люди стали кормить детей и больных, научились зверя бить потихоньку, оленей находить и лошадей пасти, но все-таки жизнь едва-едва теплилась, однако. Все люди вспоминали доброту великого Бухуча. А в ответ душа Бухуча запела тоненькую серебряную песню, которую может услышать только человек с добрым сердцем. Многие поперек хребтов ходящие до сих пор слышат эту песню. Те люди, у которых сердце поросло черной лохматой шерстью из-за глупости, жадности и злобы, не слышат красивую песню Бухуча. Лосиха Хаглан неплохо жила все это время, ведь Дылача-Солнце был хорошим хозяином ее чума. В чуме у нее всегда было светло, тепло и уютно. Отелилась она от Дылача - Солнца теленком с золотой шерстью, который не отходил от нее ни на шаг. Рос золотой теленок не по дням, а по часам и вот уже золотой бычок бегает вокруг Хаглан и Дылача - Солнца отца. Начал теленок иногда убегать далеко и однажды убежал за далекие горы. Сияние его шерсти увидел со своих верстовых ходуль сонинг Даян и побежал на лыжах за ним. Почти догнал теленка и видит, что он забежал в чум, откуда сияние еще сильней. «Вот где Дылача-Солнце прячется, однако!» - догадался он. Вытащил Даян свистящую стрелу и пустил ее к чуму Хаглан. Хаглан услышала свист стрелы и вышла из чума. - Хаглан, пора тебе вернуть Дылача-Солнце на небо, поперек хребта ходящие давно ждут, однако! – грозно сказал Даян сонинг. - Ты, несчастный поперечноглазый повернул бы лучше свои лыжи назад!- рыкнула лосиха и стала бить копытом землю. Задрожала земля под ногами сонинга Даяна, посыпались камни величиной со скалу на богатыря, но устоял богатырь на ногах. Взмахнул и ударил он верстовой ходулей лосиху Хаглан между рогов так сильно, будто гром прогремел, но лосиха поймала ходулю и сломала серебряным копытом. Второй ходулей сонинг Даян ударил лосиху по могучему хребту. Повалилась лосиха на бок, от грохота ее падения повалились все чумы у поперек хребта ходящих на Земле. Люди поняли, что сонинг Даян нашел на небе Дылача-Солнце и бьется с лосихой Хаглан, обрадовались и пожелали ему победы. А сонинг Даян лежащую лосиху скинул из Верхнего мира в Средний мир, и упала она на гору Соранакан и покатилась вниз и превратилась в речку Хаглан. Освободил Даян Дылача-Солнце и стал его охранять, чтобы больше его никто не украл. А теленка пустил по небу, когда его отец ночью отдыхает – так появилась Луна. Отогрелась Земля, стало тепло, поперек хребта ходящие стали, как прежде охотиться, пасти стада оленей и табуны лошадей. Собрались тунгусы и прогнали дзамбутивцев со своих земель. Гнали их до Самой Большой Воды. Не захотели тонуть в ледяной воде дзамбутивцы, упали все на колени и попросили пощады. Простили их тунгусы, как неразумных детей, но велели им выбрать царем Мендегула и царицей Эйвират. Дзамбутивцы так и сделали и потом ни разу не пожалели. Мендегул отменил несколько странных обычаев. Охотники перестали меряться быстротой поиска медвежьего помета, а в борьбе разрешили участвовать крупным и сильным борцам. В дзамбутивском обществе постепенно научились ценить красоту, ум, силу, ловкость, только далеко на самом краю земли Дзамбутива некоторые князьки тайком продолжали устраивать соревнования по борьбе для самых маленьких мужчин и мерились быстротой поиска медвежьего помета. Воцарился долгожданный мир на земле. Хорошо стало поперек хребта ходящим жить. Доржи Бадмаев, "Развевающийся на ветру орхимжо" Иллюстрация - с kosmogid.ru
13 апреля 2020