Григорий Федосеев – создатель небывалых литературных образов

8bgb5ewvqtfm-640 Федосеев – создатель небывалых литературных образов, человек завидной и счастливой судьбы. Он прожил две полные, удивительно интересные жизни и в обеих преуспел, достиг больших высот. Известный геодезист, закрывавший белые пятна на карте нашей Родины. Это одна жизнь Федосеева Известный писатель, чьи произведения переведены на многие языки, изданы в Польше, Чехословакии, Германии и Франции, Англии и Америке. Это его другая жизнь. %d0%b1%d0%b5%d0%b7-%d0%bd%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f Григорий Анисимович Федосеев родился в 1899 году в станице Кардоникской Ставропольского края. Рано остался без отца. Мальчишкой работал на сыроварне, чтоб зимой было чем заплатить за обучение свое и сестры. Так им удалось получить среднее образование. Армия, Кубанский политехнический институт. Первая геодезическая работа (1927 – 1928г.г.) – съемка района Эльбруса на Северном Кавказе. С 1934 года на протяжении более двадцати лет руководил экспедициями в особо труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока. Им исследовано и занесено на карту побережье Охотского моря, центральная часть Восточных Саян, были созданы карты Тунгусских Альп, всех трех рек Тунгусок, большой территории Забайкалья и многих других мест. Все это проделывать было нечеловечески трудно. Работа геодезистов требовала жертв. Спали на земле, не редко под открытым небом, ели подчас досыта лишь в день удачной охоты. Но как бы Григорий Анисимович не был измучен, он не позволял себе уснуть, пока не запишет в дневник несколько точных фраз о прошедшем дне. Федосеев не помышлял стать писателем, но материал накапливался, умение писать росло от дневника к дневнику. Федосеев пришел в литературу. Первые повести его появились в свет, когда ему было уже под пятьдесят. Находясь в экспедиции на берегу Охотского моря в 1949 году, он по совету друзей послал свои дневниковые записи в журнал «Сибирские огни». Когда же геодезист Федосеев вышел на пенсию, писатель Григорий Федосеев целиком отдал себя литературе. Начинал Григорий Анисимович с безыскусных очерков о жизни геодезистов, шел по литературной тропе как бы на ощупь, а в последние годы жизни из под пера его вышли такие великолепные книги, как «Пашка из Медвежьего лога» (1964 г.), «Злой дух Ямбуя» (1966 г.), «Последний костер» (1967 г.), отмеченные печатью зрелого таланта. Это книги, запечатлевшие личный жизненный опыт писателя. По воспоминаниям Григория Анисимовича при написании книги порой его охватывало разочарование, он готов был бросить свою работу и только долг перед мужественными  спутниками заставлял его снова и снова браться за перо. В произведениях Федосеева нет вымысла и домысла, герои не придуманы, носят действительные имена и фамилии: Кирилл Лебедев, Василий Мищенко, Улукиткан и другие. Хочется подробно остановиться на образе Улукиткана, прошедшего не через одну повесть Федосеева и вобравшего в себя многие черты своего народа. Улукиткан (Бельчонок)выступает в роли главного героя в повести «Тропою испытаний». Он показан нам как человек, успевший прожить полную горечи и нищеты жизнь при царизме. Ведь тогда малые народности вымирали от голода и болезней. image004_20 В повести «Тропою испытаний» Федосеев показывает своего героя уже колхозником, в 40-е – 50-е годы. Охотник, отлично знающий горы и таежную глухомань, много повидавший на свете Улукиткан, приглашен участвовать в работе геодезической экспедиции проводником. И сразу же в этом маленьком сухоньком человеке, одетом в старенькую дошку, русские землепроходцы разглядели душевную тонкость, ласковую доброту в отношении к людям, светлый ум, привязались к нему и полюбили его. По мере продвижения экспедиции вперед, он время от времени попадает на свои старые тропы, стоянки, всматривается в свои давным-давно сделанные отметины на деревьях, встречает еще в молодые годы покинутую им долину, и тогда оживают трагические воспоминания. Мужественный таежник говорит о прожитом скупо, словно лишь для того, чтобы объяснить, как надо понимать ту или иную пометку или явление природы, но именно эта, полная достоинства сдержанность, великолепно переданная автором повести, потрясает читателя. Автор любит своего героя (Улукиткана) нежной сыновьей любовью, он не акцентирует внимание на неграмотности героя, не рисует его отсталым, а напротив, поднимает его и ставит рядом с собой. Федосеев любовно доносит до нас каждую деталь в поведении больного эвенка, каждую его фразу. Рассказывает о его находчивости, умении в минуты, когда к нему возвращается сознание, ориентироваться в пространстве по приметам, которые он сам уже не видит, но учит находить их своего менее опытного спутника. Воспроизведению характера и судьбы проводника-эвенка Улукиткана посвящена еще одна повесть «Последний костер». Есть особая многозначительность в том, что повесть в сюжетном финале которой изображается последний костер старого эвенка, явился к тому же и последним произведением писателя, в своем роде его творческим завещанием, его последним творческим костром. С сердечным волнением рассказывает он о в ней о своей многолетней дружбе с проводником. Маленький, сухонький старичок, при одном взгляде на которого в душе рассказчика рождается любовь и нежность, поражал его слитностью с миром природы, способностью проникновения в ее тайны и загадки, огромностью воли, твердостью характера, решительностью действий, если речь заходит о помощи людям. Судьба Улукиткана прослеживается в большой временной перспективе, в свете тех социальных и исторических событий, которые происходили в действительности и не могли не влиять на мировоззрение героя. Выходит, что Улукиткан – это уже не темный «туземец», а наш современник, сознательно и убежденно служащий общественно полезному делу. Улукиткан – персонаж, вобравший в себя многие черты своего народа. Федосеев создал незабываемый образ старика – проводника Улукиткана – один из лучших образов советской литературы. Повесть «Пашка из Медвежьего лога» о жизни мальчика в тайге написана специально для детей. И хотя героем является мальчик, ученик, она поднимает государственно важную, животрепещущую проблему защиты леса. В данной повести автор впервые отходит от дневниковых записей, - она написана свободно, как бы единым дыханием. Трудно даже сказать, чего в ней больше: доброго юмора, светлой радости от общения с чудесной природой и милыми людьми, влюбленными в нее, или печали и гнева по поводу того, что природа истребляется варварски. Григория Анисимовича с полным правом можно назвать писателем-интернационалистом. С глубоким знанием и проникновением в народный характер, с любовью и уважением рассказал нам Федосеев об эвенках. В «Последнем костре» он показывает, что пришлось пережить эвенкийскому народу в ту давнюю пору, когда хозяйничали в таежных краях безжалостные царские наместники и предприниматели. Автор проникновенно и ярко описывает природу. Говоря о книгах Федосеева, Мариэтта Шагинян обратила внимание на их подтекст. «Вместе с содержанием, - отмечает она, - читатель впитывает одну идею, вернее одно яркое ощущение нравственной силы человека, нравственной закалки его при долгой жизни лицом к лицу с суровой и подчас грозной природой.  Мы часто говорим о героизме, о подвиге, о невероятных трудностях борьбы с природой, но одна сила, одна смелость и находчивость еще не делают борца героем; лишь нравственная высота и проявленная человеком высокая человечность придают смелости и находчивости, обаяние, берущее читателя за сердце». Без преувеличения можно сказать, что по силе и глубине художественного исследования характера человека другой национальности творчество русских писателей Сибири представляет собой исключительно важную и интересную страницу русской литературы в целом. Многие неоспоримые в своей художественной ценности произведения, обращенные к многонациональной действительности Сибири, являются одновременно и вершинными достижениями ее литературы: ими она вносит свой достойный вклад в общую сокровищницу советской литературы. Творчество Федосеева занимает одно из почетных мест в ряду известных произведений русских писателей о многонациональной Сибири. Все повести Григория Анисимовича отличаются большим объективизмом повествования, хотя лирическое содержание несомненно. Оно создано стремлением автора воспеть любовь к сибирской земле и народу, населяющему ее. А.А. Воронина Литература:
  1. Зелинский К. Что дают русской литературе народы СССР. – М., 1965.
  2. Соктоева К.Б. Судьбы народов Сибири в советской литературе. – Новосибирск, 1978.
  3. Федосеев Г.А. Тропою испытаний, Пашка из Медвежьего лога:Повести. – М.: Детская литература, 1972.- 479с.
  4. Якимова Л.П. Многонациональная Сибирь в русской советской литературе.- Новосибирск, - Наука, 1982.
28 февраля 2019