350 лет назад вождь эвенков Забайкалья принял русское подданство
Вождь эвенков Забайкалья принял русское подданство и основал Тунгусский казачий полк.
— В 1667 году эвенкийский князь Гантимур со своим родом вернулся на свои родные земли и принял русское подданство. Официально так считается, хотя на самом деле он принял его позже. Но именно от этой даты отсчитывают его переход на сторону России. Основная часть эвенков Забайкалья и Приамурья вместе с ним приняли подданство России и вошли в состав Российского государства. Я думаю, эта дата достаточно интересная для эвенков Забайкалья, — говорит специалист центра «Арун» Дарья Берелтуева.
Согласно историческим данным, князь Гантимур происходит из даурских князей рода Баягир, происходящих от эвенков. Впервые упоминается под 1649 годом в показаниях даурских «языков». Был родственником китайского императора, имея четвёртый по значимости в империи чин цзолина, занимал видное место в Китае и пользовался милостью богдыхана. Его жалование составляло 9 пудов серебра и 4 коробки золота, под его началом было 300 хорошо вооружённых воинов.
Первоначально отношения Российского государства с Гантимуром складывались не очень гладко: в 1654 году он разграбил Нерчинский острог Петра Бекетова и ушёл в Китай на приток Аргуни реку Ган. Коренные земли Гантимура располагались на реке Нонни, притоке Сунгари, откуда его вытеснили маньчжуры. В 1667 он был послан уничтожить Камарский острог на Амуре. Вместо этого он пошёл к Нерчинску и с 40 родовыми старшинами перешёл на сторону Российского государства. С ним перешли несколько знатных эвенкийских родов, всего около 500 человек, ставших казаками Тунгусского пятисотенного казачьего полка. Китайский император безуспешно пытался склонить Гантимура вернуться. В 1685 году Гантимур был крещён в Нерчинске под именем Петра, в 1686 году, по грамоте царей Ивана V и Петра I Алексеевичей, пожалован княжеским достоинством и записан в дворяне по московскому списку. Был вызван в Москву, но по дороге умер в Нарыме, где и похоронен. Он имел 30 сыновей от девяти жён, но в княжеском достоинстве признано только потомство его сына Катаная, давшая начало дворянскому роду Гантимуровых.
Василий Тараруев, «Номер Один»