Тропою беловодских эвенков

Современные сёла Суво, Уро, Читкан, Бодон имеют свою историю, и она связана с историей проживания беловодских эвенков. До прихода в долину русских и ухода баргутов, известных как корчихол, баргузинские эвенки-коневоды были основным населением. До сер. XVIII в. они преобладали количественно, об этом писал Готлиб Георги, который посетил долину в 1772 году.  Название низовских эвенков, которые проживали в долине, связано с местностью Белые Воды.

Местность Белые воды находится на берегу р. Ины, богата водоёмами (озерами, речками), в которых водится рыба, водоплавающая дичь. К Белым Водам прилегают местности Кэвэржан, Онкули, Дулган. Эти места благодатны для пастбищ. Если по карте, то эта местность находилась в середине между Улюном и Бодоном.  Сейчас в этом районе находится крестьянско-фермерское хозяйство семьи Мороковых «Белые Воды», которые считают себя потомками беловодских эвенков.

С Хилганы до Бодона встречаются большие камни. По берегам реки Ина, вдоль реки Баргузин, встречаются россыпи камней. Они известны как природный памятник «Инский сад камней». Существует легенда их возникновения.  Согласно ей, Баргузин с Иной поспорили, кто же быстрее донесёт свою прозрачную дань Байкалу-старцу. Величавый Баргузин двигался по долине без препятствий, а на пути лёгкой и прозрачной Ины стояли горы-исполины. Но она прорвалась сквозь вечные громады, оставив лишь осколки-камни на своём пути. Баргузин её обогнал, поэтому   Ина впадает в реку Баргузин.

Родовой состав беловодских эвенков: баликагиры, лимагиры (тэпкэгиры), мунгальские роды (гальдёгиры, асивагаты, чонголиры), чёлкогиры, шемагиры.

Раньше эвенки летом жили в Белых Водах, а зимой перекочёвывали в Бодоне.  Бодон – в прошлом центр Тунгусской инородной управы. Первые инородные управы были образованы в 1822 г. на основании «Устава об инородцах». В 1872 г. управа насчитывает 516 ревизских душ (Госархив РБ, фонд 320, опись 1, дело 7). 

Бодон от эвенкийского слова бодо- «прийти следом». Свидетельством того, что это было эвенкийским поселением,  является гора Кардига, место поклонения родовому  шаману –  сопка Карамин. Эти орографические наименования  Карамино  и  Кардига  связаны  с эвенкийском словом карав «журавль», буквально это места  «место прилёта журавлей».  В Карамино, по воспоминаниям стариков, уже в советское время часто приезжали эвенки из Дырена – выходцы из этой местности, которые были переселены с 1926 г. в верховья р. Баргузин в связи с образованием Баунтовского эвенкийского района. Они молились, принося в жертву барана.

Между сёлами Бодон и Суво находится культовый сакральный памятник «Куку бука» – «Синий бык». В прошлом эвенки к этому сакральному месту приходили в исключительных случаях: оно, прежде всего, было связано с культом животных, обычно приходили при болезнях скота, просили умножения стада. Завязывали на шею быка плетённые из хвоста домашних животных верёвки-сирпакта. 

Читкан. Название восходит к  эвенкийскому слову читкан «мелкая водяная птица», точнее к слову чивкан~чипкан «водяная дичь». Вторая версия связана со словом читкан «небольшая грязь»: чита «грязь» + уменьшительный суффикс -кан.

Уро. Название с эвенкийского уро «дождевой червь». Эти земли были благодатными для полевых работ, поэтому в этих местах возникли первые русские поселения.

Суво. Название села восходит к эвенкийскому слову сувэрэ «остриё», т.е. «конец движения». Горы стали препятствием для дальнейшего передвижения. По преданию, эвенкийский князец Шонинго впервые поставил своё стойбище на речке Суво. В настоящее время место славится своим природным памятником «Сувинские столбы», ныне более известным как «Сувинская Саксония».

Существует несколько легенд про село Суво.

Однажды один тунгусский род шел много дней по левому берегу Баргузина и увидел тропинку, которая тянулась по притоку в гору. У самого подъема в гору тунгусы остановились, поставили стойбище и пошли проверить, куда же дорога дальше ведет. Вскоре они вернулись и сообщили своему князьку Шонинго, что дорога обрывается у горы, а дальше дремучая тайга. Князек подумал и сказал: «Суво – конец дороги». С тех пор за этим местом закрепилось название Суво. На месте, где стоял князёк со своими тунгусами, выросло русское село.

Согласно другой легенде, из Верхнеудинского острога убежали два казака Мисюркеев и Козулин. Попали на реку Баргузин и встретились с Беловодскими тунгусами, которые посоветовали им поселиться в местности Суво около самой реки. Река в то время была бурная, разной рыбы водилось много, хоть «руками бери». Потянулись сюда и заудинские казаки. Стала деревня расти, пошли мужики строиться по склоном сопок. Зазеленели сувинские хлебные поля, появились табуны лошадей, стада коров. Зажил народ там, где шумела тайга, да волки выли.

Хочу рассказать о нашей известной жительнице села Суво     эвенкийке Александре Николаевне Наргулевой. Она родилась 25 мая 1936 года в местности Тазы Курумканского района  из  рода баликагиров. Отец Елбонов Куркан  Елбонович, мать Зылыкеева Мария Николаевна. В семье было пятеро детей. В 1937 году мать отдает Шуру в дети старшей сестре мужа Елбоновой Дарье Елбоновне, проживающей в Белых водах. Жизнь была трудной, учиться не пришлось, сначала помогала тёте, а потом начала работать самостоятельно: ухаживала за скотом, пасла 3 года овец, работала на покосе с 11 лет. В 1954 году приехала в Суво, стала работать дояркой на ферме. Работала, пока не ушла на заслуженный отдых в 55 лет, в 1991 году.  Но продолжала трудиться на ферме поваром, кормила доярок и других работников фермы.  За многолетний добросовестный труд имеет награды: медаль «За трудовую доблесть», Благодарственные письма Администрации Президента РФ, Главы Республики Бурятия, Почетные грамоты, Благодарственные письма от Администрации и Совета депутатов МБ «Баргузинский район» и юбилейные медали.

Уйдя на заслуженный отдых, она продолжает активную общественную деятельность, считая, что сохранение культуры эвенков на сегодня является приоритетной. Она поет песни на эвенкийском, русском и бурятском языках, знает немало легенд и преданий. Желаю ей долгих лет жизни и здоровья!

Татьяна Владимировна Синаторова

 

p.s. Напомним, деятельность АУК ГРЦЭК «Арун» осуществляется при поддержке министерства культуры Бурятии и главы ведомства Соелмы Дагаевой. Министерство успешно реализует и другие творческие проекты, связанные с федеральными программами, в том числе, федеральным проектом «Семейные ценности и инфраструктура культуры» национального проекта "Семья".

 

29 июня 2025