Для всех, кто интересуется традиционной культурой эвенков, и конечно для участников эвенкийского фестиваля «Эвенкийский нимнгакан», в нашей электронной библиотеке эвенкийского фольклора мы представляем уникальный сборник «Обрядовая поэзия и песни эвенков». Это 32-й том из 60-томной академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» - единственной в своем роде серии документальных публикаций фольклора более чем на 30 языках.
Это первое комплексное издание эвенкийского поэтического фольклора. В том включено 180 текстов (заклинания, описания обрядов, запевы круговых танцев, песни).
Уникальность данного сборника состоит в том, что:
- фольклор эвенков представлен на языке оригинала и в русском переводе;
- тексты воспроизводятся с сохранением подлинной народной речи;
- поющие произведения даны с нотными записями;
Сбором материала для тома, посвященного обрядовому фольклору эвенков, еще с 80-х годов начала заниматься известный тунгусовед Г.И.Варламова. В него также вошли тексты и аудиозаписи, собранные с 1970-х годов по настоящее время и другими фольклористами. Составителем сборника также является известный музыковед, композитор Ю.И. Шейкин.
В данном сборнике авторы, максимально используя имеющиеся полевые, архивные и опубликованные материалы по музыкальному фольклору эвенков, рассматривают песенную культуру эвенков в обрядовом и лирическом аспектах. Обрядовый музыкальный фольклор представлен, с одной стороны, шаманскими песнопениями, с другой стороны- напевами круговых танцев, ритуальными обращениями к духам –покровителям.
Эвенкийский фольклор до сего времени во многом утилитарен. Эвенк-охотник произносит охотничье заклинание, чтобы оно помогло ему добыть зверя, дало охотничью удачу (сингкен). Но он осознает, что заклинание должно быть образным, красивым, чтобы воздействовать на того, к кому обращено. Так, например, наиболее значительный жанр эвенкийского фольклора – это героический эпос (нимнгакан). Нимнгаканы исполняются особым образом: монологи героев поются (у каждого героя свой уникальный напев), а повествовательные элементы сказываются.
Особый практический интерес у специалистов традиционной культуры может вызвать последний раздел тома, в котором собраны образцы различных песенных жанров. Так, тексты содержат запевы традиционных круговых танцев: дэвэ, осорай, гэсуннэ, дялер, дялехинче, хадэ. В раздел также включены лирические песни эвенков. Ранее у эвенков существовали определенные различия между женскими и мужскими песнями, между песнями стариков и молодых. Так, например, мелодию «Осорой, осорой» могли петь лишь экэлэны – пожилые мужчины и женщины, мелодию «делики-энь, делеэнь!»- пожилые женщины. «Были распространены и своеобразные диалоги: поочередное исполнение одного и того же напева двумя певцами- мужчиной и женщиной».
Уникальность сборника также в том, что фольклорные тексты не искажены, а записаны от подлинных носителей традиций. И несмотря на научность, книга имеет большой потенциал для дальнейшего практического развития эвенкийской культуры.
В нашей библиотеке для удобства пользователи могут скачать данное произведения для cебя в pdf формате.