духовная культура

Представление эвенков о мироздании

Космогонические представления образуют один из важнейших составных элементов мифологического мировоззрения, а значит и древней духовной культуры в целом. Пытаясь создать обобщенный образ мира, люди не просто фантазировали с целью компенсировать пробелы в познании окружающей действительности.

Мировоззрение эвенков складывалась тысячелетиями. Шаманской космологии эвенков свойственно трехчленное деление мироздания, а каждый мир был многоярусен: верхний (Угу Буга), средний (Дулин Буга), нижний (Хэргу Буга). Верхний мир располагался там, где восходит солнце, нижний – где заходит. Считалось, что верхний и нижний миры простым людям недоступны – в них могли попасть только шаманы, причем наиболее сильные, которые и формировали у простых эвенков представления об этих мирах. Вход в верхний мир был через Полярную звезду (Санарин), в нижний мир можно было попасть через расщелины и пещеры на земной поверхности. В теплое время года из расщелин и пещер веет прохладой, зимой – теплом; эвенки считали, что это выходит воздух из нижнего мира, и, чтобы не накликать на себя беды, обходили эти места. Верхний и нижний миры делились на три яруса каждый.

В верхнем ярусе Верхнего Мира располагались Солнце, Луна, звезды. Древний эвенк полагал, что Солнце, Луна и Небо – это небесные, космические родители, без них не могла возникнуть и существовать жизнь на земле. Они – основа нашей Вселенной. Во втором ярусе Верхнего Мира жизнь такая же как на земле. Он разделен на родовые территории – стойбища, поселки, временные стоянки, в нем есть тайга, реки и болота. И под этим миром Угу Буга простирается только вода, бескрайнее море Лам Булдяр. А хозяин этого океана  – Хэвэки, небесный сын, дух-хозяин. Здесь обитают живые души умерших или погибших предков такой же жизнью, как и на земле – охотятся, занимаются рыбной ловлей, оленеводством.

На третьем ярусе Верхнего мира, который является самым близким к земле, живет Энекэн Буга, она хозяйка тайги, зверей и рода человеческого. Ее помощники – Энекэн Того и Хэвэки.

Средний мир  – это мир людей. Эвенки-орочены Средний Мир представляли плоским. На востоке от земли, где восходит солнце, расположен Верхний мир, на западе, где оно заходит – Нижний. Сама земля выглядит как меховой коврик (кумалан); с одной стороны над ней расположено солнце, с другой – луна, между ними – звезды. Вся земля разделена на родоплеменные территории.

Нижний мир состоял из трех ярусов. Первый ярус, который является самым близким от поверхности земли – владение Харги. Это самый злой дух. Помощники Харги – Бальбука и Кандыках.

Первый ярус нижнего Мира заселен не только злыми духами, там обитают и благожелательные духи – охранители спокойствия на земле и помощники шаманов при вхождении в Нижний Мир: лягушка, мамонт и змея. Во втором ярусе6 протекает река Эндекит. Эндекит берет начало на небе, спускается на землю и затем уходит в Нижний Мир, подземный Мир. По Эндекит шаман мистическим образом поднимается на небо и спускается под землю, чтобы вступить в общение с духами. В третьем ярусе нижнего Мира находится земля умерших предков (Буни)там такая же жизнь как и на земле: умершие живут родами и племенами, охотятся, рыбачат, разводят оленей.

В Нижний Мир можно попасть через очень глубокие водоемы и водопады, а также через расщелины и пещеры. В летнее время из них веет прохладой, в зимнее –  теплом. Эвенки считали, что это выходит воздух из Нижнего Мира, и чтобы не накликать беду, они обходили такие места стороной. Такие расщелина являлись своеобразными воротами в иной мир.

Шаманизм

Традиционной религией эвенков является шаманизм. Слово “шаман” имеет эвенкийское происхождение.                                Шаманизм в Забайкалье и Сибири восходит к первобытнообщинному строю, когда охота, рыболовство и собирательство были основными средствами добывания пищи. В последующие периоды шаманизм развивается, усложняется, становится особой системой религиозных представлений и обрядов, охватывает все сферы жизни, оказывает влияние на формирование культуры и образа жизни людей. В общей картине шаманизма народов Центральной Азии, Сибири и Дальнего Востока эвенкийский шаманизм отличается высоко развитым политеизмом (многобожием) и сложностью обрядового комплекса. Как любое общественное явление он имеет свою структуру и выполняет целый ряд социальных функций.

Шаман играл в традиционном обществе эвенков огромную роль. Он призван был объяснять происхождение и строение мироздания, анализировать и предсказывать будущее, провожать умерших в другой мир, узнавать и рассказывать сородичам о новостях. Шаманы являлись отличными знатоками народных обычаев и  традиций, обладали даром внушения, умели убеждать людей выступали лидерами своих общин.

Дар настоящего сильного шамана передавался по наследству, по материнской линии. Шаману нельзя было охотиться, т.к. его духи-помощники могли вступить в противоборство с духами покровителями промысловых животных, поэтому часто шаманами становились те, кто по состоянию  здоровья не мог охотиться.

Лечение больных было одной из наиболее важных и общественно значимых функций шамана. От того насколько успешно он ее осуществлял, зависел его авторитет у сородичей.

Считалось, что шаманы способны толковать волю богов, небесных светил. Смерть шамана находится в особом месте, не всегда одинаковом для всех, но всегда тайном; не обнаружив его, нельзя убить шамана.

Шаман, монополизировавший таким путем право общения с духами рисуется в представлениях эвенков человеком особых недоступных для других людей качеств, отличным по своей телесной и духовной сущности от других сородичей.

Важными были обряды, когда род признавал заслуги шамана, а также обновления и освящения шаманских принадлежностей, духов – помощников (сэвэнчэпкэ).К специальному шаманскому чуму, где они проходили, были пристроены галереи, имитирующие миры Вселенной. Самыми сильными в Сибири считались тунгусские шаманы, к их помощи прибегали соседние народы.

Во время камлания шаманские духи-помощники вселяются в его тело, и он, перевоплощаясь из обычного человека в живое вместилище этих духов, действует с их помощью соответственно воображаемой мифологической обстановке совершаемого им камлания.  Эвенки считали, что духи- предки переделывают для этой цели душу и тело шамана: заменяют естественное сверхъестественным, выбрасывают из тела ненужные части и заменяют недостающие, для прочности тело куют, делают его твердым как железо, закаляют в огне и т.д. В общей иерархии божеств и духов образ шамана с подвластными ему шаманскими духами выступает как центральная фигура рода, играющая главную роль в его жизни, а также осуществляющая непосредственную связь с родовым миром мертвых и миром будущих потомков рода, обитающих в родовом хранилище душ на вершине космической родовой шаманской реки. Так, судьба рода находится целиком в руках шамана, а шаман имеет право совершения обрядов  родового культа и является  общественно необходимым человеком, без которого род не может существовать.   Духи, выступающие в роли помощников шамана, сами приходят к будущему шаману и силой избирают его на служение роду. В тех случаях, когда молодой избранник пытается отказаться, духи угрожают ему даже смертью, а в качестве подтверждения своих  угроз обрекают его на продолжит6ельную болезнь. Шаман, которому приписываются столь сверхъестественные свойства, выступает перед родом источником счастья, благополучия и даже самой жизни рода.

Для эвенкийского шаманства характерными были такие явления как институт ученичества, наличие особых специализированных помощников, наличие особого шаманского языка, многочисленных атрибутов, сложного ритуала шаманского действия, наличие особого шаманского чума. Шаман у эвенков был окружен известным культом. Изображения шаманов-предков хранились шаманами среди прочих святынь рода и почитались как защитники покровители сородичей. Могила шамана считалась священной, а место, где находился его могильный помост, – запретным для охоты. В быту эвенков шаманы пользовались подчеркнутым почитанием и многими весьма существенными привилегиями. Шамана встречали с большим почетом, сажали на почетное место, угощали лучшим, что было из съестного.

Во время камлания шаман стремится привести себя в состояние экстаза, чтобы роль своего сознания по возможности свести на нет. В это время его мышление, освободившись от привычной последовательности логических моментов, подчиняется особой последовательности, которая открывает ему возможность познания вне рамок, привычных для данной этнографической среды. Вместе с тем, шаманом приобретается ряд новых возможностей сознательного и бессознательного воздействия на людей, пути которых еще не изучены, но многие явления не могут быть уложены в рамки обычного гипноза. Чем выше степень способности шамана подавлять свое сознание, тем “сильнее” бывает шаман и тем шире и глубже может быть его влияние на людей. Итак, во время камлания сознание шамана подавлено, но повышены его влияние на других людей и способность познания путями, выходящими за пределы способов мышления, привычных для данной этнографической среды.

У шамана обязательно были помощники, которые помогали ему во время камлания.   Шаманским помощником мог быть любой член рода, независимо от возраста. Чаще всего это были молодые шаманы или люди, хорошо знавшие все обряды и камлания и готовящие себя в шаманы. В функции помощников входило разогревать на костре бубен, очищать и раздевать шамана до и после камлания, поддерживать его, чтобы он не упал (часто бывали случаи, когда шаман входил в экстаз, не мог удержаться на ногах и падал). Перед началом обряда помощники доставали шаманские атрибуты из специально изготовленных шкатулок и мешков, а после обряда укладывали их. Во время обряда шаманские помощники помогали шаману советами и успокаивали его, когда он входил в экстаз. Все участники обряда во время камлания помогали шаману вести обряд пением. Вначале шаман пел небольшой отрывок песни в одиночку, затем повторял со всеми участниками обряда.

Таким образом, из всего выше сказанного становится понятно, что основной заботой шаманов была забота о душах сородичей и их благополучии. Это предопределяло содержание всех шаманских обрядов и камланий. Их можно разделить на три группы. Первая группа связана с заботой о душах сородичей: это обряды, отражающие поиски и водворение на место “ушедшей” или “уведенной” души, “добывание” детских душ и проводы души покойного в мир мертвых. Вторая – забота о материальном благополучии рода. К этому циклу относились обряды сэвэкан и синкелаун. К ним можно добавить и такие мелкие обряды, как добывание священной силы мусун для охотничьих амулетов, всевозможные предсказания и гадания, которые совершались по просьбам сородичей. Их часто присоединяли к большим обрядам, они могли совершаться без шаманского облачения. Третья – обряды, связанные со становлением шаманов, шаманскими духами и изготовлением шаманской атрибутики. Эти обряды исполнялись шаманами для своего благополучия. К ним относятся камлания для добычи материалов при изготовлении шаманских атрибутов, признание шамана родом, введение силы мусун в шаманские атрибуты, “общение” с духами – помощниками и их “кормление”.

Литература

  1. Из глубины веков…Путешественники, исследователи об эвенках: хрестоматия / сост. Е.Ф. Афанасьева. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009. – 176 с.
  2. Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Серия: Библиотека коренных народов Севера. М., 2005. 464 с.
  3. Арчакова О.Б., Трифонова Л.Л. Мифологические представления эвенков (по материалам народных сказок). – Благовещенск: изд-во АмГу, 2006.
  4. Василевич Г.М. Эвенки: Историко-этнографические очерки ( XVII-XXвв.). –  Л.:Наука, 1969. –  304 с.
    1. Шубин А.С. Эвенки. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография». – 2007. – 360 с.: ил.