Князь Гантимур

%d0%b3%d0%b5%d1%80%d0%b1-%d0%b3%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%bc%d1%83%d1%80
В 2017 году исполняется 350 – лет принятия русского
подданства эвенками под предводительством князя Гантимура.

2017 г. знаменателен для эвенков Забайкалья важным историческим событием, который изменил судьбу кочевников, живших в приграничных районах. В 1667 г. эвенкийский князь Гантимур со своим родом вернулся на свои родные земли из Маньчжурии и принял русское подданство. С ним русское подданство приняли его сородичи – конные и оленные эвенки, к которым причислялись следующие роды: Дуликагиры, Баягиры, Баликагиры, Вэкоройский (вакасиль): конные и оленные, Луникиры, Колтагиры, Нямасинцы, Почегеры (конные и оленные), Челкагиры, Шунинский. Представители названных родов внесли неоценимый вклад в упрочении приграничных территорий Российского государства. Многих из потомков, семьи Гантимура судьба разбросала по миру и растворила в разных народах – русских, монголах, бурятах. Но в Бурятии, Забайкальском крае и Амурской области и сегодня живут эвенки – потомки тех, кто 350 лет назад под предводительством князя Гантимура принял российское подданство. Подрастающее поколение должно знать и помнить, что в далеком историческом прошлом их предки, отважные охотники и смелые воины, защищали свои родовые земли и сами принимали важные для своего народа судьбоносные решения. Для малочисленного этноса – эвенков очень важно признание обществом этого исторического факта.
Г. Спасский в журнале «Сибирский вестник» (СПБ, 1822г.) в своей работе «Забайкальские тунгусы» писал, что князь Гантимур в 1667 г., явясь с детьми своими, сродниками и единомышленниками Дулигатского рода, в числе 500 чел., признал себя со всеми ими верноподданным России. (стр. 26) И с конца 17 в. конные эвенки привлекались к несению службы по охране китайской – русской границы. Согласно сообщению Избранта Идеса, Павел Гантимуров (Катанай) мог выставить 4000 конных лучников. Он писал, что нерчинские конные тунгусы должны были быть всегда наготове, если придёт приказ от воеводы из Нерчинска. С 1727 г. конные эвенки Забайкалья должны были нести регулярную службу по охране границы. В 1760 г. 500 конных тунгусов из числа из нерчинских грамотных (преимущественно Гантимуровых) были поселены вблиз русско – китайской границы и зачислены в специальный «тунгусский полк». В 1851 г. «тунгусский полк» перешёл в состав Забайкальского конного казачьего полка.(Туголуков В.А.Конные тунгусы//Этногенез и этническия история народов Севера. –М:Наука,1985). Г.

О князе Гантимурове и его сородичах

В охране границ в 17 – 19 вв. принимали участие нерчинские тунгусы. Их описанию посвящена публикация В. Паршина. Его работа «Нерчинские тунгусы» была напечатана в «Журнале министерства внутренних дел» в Санкт – Петербурге в 1844 г. (Часть 5, с. 129 -140).
В. Паршин дает краткую историко –этнографическую характеристику нерчинских тунгусов и историю принятия русского подданства князем Гантимуром:
«Тунгусы, подобно Монголо –Бурятам, населяют преимущественно степи Нерчиснского округа губернии Иркутской. Имея с бурятами одинаковый образ жизни и одинаковые нравы, они отличаются от них только языком, да и немногими чертами в характере.»(с.9)
«Число тунгусов, подведомых Урульгинской Думе, простирается до 5579 душ мужского и 5274 душ женского пола. В селении Урульгинском, где находится Дума, правительственное место тунгусов, их считается мужских 464, женских 424 душ. Урульгинское селение лежит в 237 верстах от Нерчинска к западу, при устье речки Урульга, впадающей с левой стороны в реку Ингода. В нем несколько порядочных деревянных домиков, между которыми лучшие: дом управляющего тунгусами князя Гантимурова и приходское училище…. Далее, на севере от селения, за горой на обширной долине, начинаются кочевья тунгусов вкоих считается: в Оловском (903 м.п. и 805 ж.п. душ; Шундунском (814 м.п. и 802 ж.п. душ): в Маньковском (1481 м.п. и 1457 ж.п. душ); Кужиртаевском (1164 м.п. и 1017 ж.п. душ); Онцогойском (754 м.п. и 714 ж.п. душ). (с. 130-131)
« Из тунгусов большая часть христиане, остальные или Ламайцы, или Язычники».( с.132)
« Нерчиснкие тунгусы вышли с реки Науна с князем Петром Гантимуровым…Князь Гантимур находился при осаде китайцами Комарского острога, где прельстясь храбростью русских и уважая их мужество, слабо действовал при осаде и тогда же задумал перейти на их сторону. Возвратясь к своим родовичам, склонил их перейти к русским. За ним последовали с небольшим 500 человек.» (с.132)
«Явясь в Нерчинск, Гантимур просил принять его в подданство Государства Российского, вместе с сыном Катаною и родовичами. Принятый в подданство, он пожелал креститься и по крещении был назван Петром, а сын его Катана Павлом. Потом он просил дозволения представиться Высочайшему Двору, и был отправлен в Москву с сыном Павлом и внуком Чекулаем, под охранением Боярского сына Игнатия Милованова. При переезде в Москву, старик Петр по дороге занемог и в городе Нарыме умер. И сын же его Павел и внук Чекулай достигли благополучно в Москву и удостоились представиться Царям Иоану и Петру Алексеевичам, коими весьма благосклонно были приняты, и затем осыпанные царскими милостями и подарками  отпущены назад в Нерчинск. Павел Гантимуров тогда же был возведен в княжеское достоинство вместе с сыном и записан по списку Московских дворян.» (с.133)
«Между Тунгусами доныне сохранилось много любопытных преданий о Петре Гантимуре. Он был отличный наездник и храбрый воин и любил очень казаков за их молодецкую удаль. В Урульгинской степи есть обломок гранита: Тунгусы говорят, что этот огромный камень унес Гантимур из Китая в насмешку преследовавшим его Маньчжурам и на память своего выхода оттуда. Они благоговейно поклоняются этому камню, и никогда не пройдут мимо и не пробудут мимо его, не воздав приличной чести, вроде жертвоприношения, бросив на него щепотку табака, какой – нибудь лоскуток, или прядь волос из гривы лошади.» (с.135)

 

2

3

Автор – Александ Варламов, стихи «Сонинги Дулин Буга» -«Воины – богатыри Срединного мира»из сборника «Буга ганальчил» (Якутск, 2013 г.)varlamov
Доктор филологических наук, научный сотрудник сектора эвенкийской филологии ИГИиПМНС СО РАН. А.Н.Варламов специалист в области фольклора эвенков. Им опубликованы 2 монографии: <Игра в эвенкийском фольклоре> (2007), <Исторические образы в эвенкийском фольклоре> (2009). А.Н.Варламов преподает устное народное творчество на факультете фольклора и этнокультуры народов Арктики Арктического государственного института.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>