1912. Этнографическая экспедиция в Забайкалье. Часть 1. Тунгусы

50701951538_53245d0aa4_h_thumb

Группа молодежи

22-го июня
Утром вместе сходили в остающиеся юрты и описали. Многие пошли нам вслед, чтобы сниматься. Хозяин заколол для нас молодого барашка. Закусили там и взяли часть с собою. В нашей ограде собралось много народа. Женщины дали себя мерить.

50701951428_5bfe8a4421_h_thumb

Группа молодежи

Фонограф произвел сильнейшее впечатление на всех. Дали им прослушать весь репертуар. Собирались уезжать при благоприятных условиях. Все помогали укладываться. Хозяин преподнес ковер: 2 головы сохатого с бордюром..
Оставил себе нашу карточку. Мы, уезжая, сделали маленькие подарки.

50702691226_637e9d393b_h_thumb

Групповой портрет

24 июня
С утра с хозяином и хозяйкой пошли «гостить». Побывали во всех юртах по Таре.
Встречали как гостей и везде ставили араку и прочее угощение:<нрзб.>, хлеб и иногда блины.

50702691086_70c85d8828_h_thumb

Девушки (профиль)

Хозяева присоединились затем к нам и таким образом ходили из юрты в юрту толпой. Очень трудно было отказываться от араки. И похождение наше окончилось сильной головной болью,особенно у Сережи. В доме брата хозяина (он пастух) закололи для нас барана. Все тунгусы достаточно «нааракивались» и стали петь свои песни. Так путешествовали мы с полдня.
До самого вечера слышны были их песни. Наша старушка совсем растрогалась и начала плакать. Сначала вспомнила, что она сиротинка, а затем своих умерших детей. Плач ее все время чередовался с пением. Среди ночи еще раз они что-то начали петь.

50702774847_9a9170c915_h_thumb

Девушки (фас)

15го [июля]
Вечером пустили в ход фонограф. С большим трудом удалось добиться, чтобы они что-нибудь спели. С одной стороны, им не хотелось, но и конфузились. Песни их не длинные и очень однообразны. Пели, смеясь. Вообще в женщинах много кокетства. Очень они любят украшения, особенно сережки, и если говорят, то постоянно хихикают и прикрашиваются. Вечером прибыл хозяин и принес с собою дикого оленя (изюбра). Рога его имеют около пуда весу, покрыты мягкой сырой шкуркой. Зверь длиною аршина два с половиною. Шкурка твердая, серая. Ее срезают ножом и делают из этого подушки. Кожу отчищают от шкурки и мяса. Затем ее растягивают колышками на земле и сушат один день. Из шкуры делают обувь. Шею разрезали в длинную полосу около вершка шириною.Высушенная и разглаженная, она употребляется как вожжи. Мясо все едят вареным. Мясо замечательно вкусно, даже в таком несложном приготовлении. Для консервирования его опускают на сутки в теплую соленую воду, а затем сушат. Лапы растягивают на щепочке переплетом и сушат. Из них шьют голяшки для сапогов. Этот мех очень красив. Рога продают дорого купцам. Идут они кажется на лекарство (олений рог, мажут ссадины лошадям).

50701950913_abb8f97ada_h_thumb

Женщина за шитьем в летнем доме

16го [июля]
Хозяин оказался весьма дик. Он полон всяких верований. Угощает убитых зверей дома и в степи. При питье посылает духам и т.д. К вечеру, увы, он был совершенно пьян и как муха приставал к Сереже. Скопленное раздражение по поводу пропавших шаманских вещей, на землемеров, кычакова, петербургских каких-то, все этовылилось на Сережу и положение наше стало прямо-таки опасным. Сережа его сильно ударил. Тот начал бросаться. Пришлось запереться в хате. Пьяный ломился в дверь, в окна. Его сдерживали, но кажется, он вырывался. Спустя час он начал петь какую-то заунывную песню. Затем опять буйствовать и опять петь. Мы решили покинуть свое первое пристанище и перешли к очень славному молодому парню Павлу в его зимовье. Здесь мы почувствовали себя в безопасности, и более скромная изба показалась нам гораздо симпатичнее.

50702690766_c8745c06d9_h_thumb

Женщины за прялкой

25го [июля]
Приехала из Акимы одна баба, которая шила там турсуки. Часа через три пришла к нам из любопытства. Она вдова – тунгуска, очень развязна. Живет на квартире у Герасима.

50702774512_9e007995a7_h_thumb

Женщины за шитьем

Я починяла Серкино белье и, всучив карандаш одной из баб, сидевших возле, предложила что-нибудь нарисовать. Выбрать самостоятельно та не смогла и я сказала ей, чтобы она нарисовала корову, собаку etс. Баба-тунгуска иронически отнеслась к рисованию коровы, что-то говорила и меня спросила: «Что, разве у царя нету коров?» на что я ей ответила, что он коров не держит, а приносят ему готовое молоко. В ее уме есть, очевидно,представление, что все, что мы не делаем, идет на показ царю.

50702690486_034ef127ff_h_thumb

Кадки (торхоны) для арцы (водки из кобыльего молока)

Опросники
1) Когда начинаются регулы
2) Когда кончаются
3) Как долго продолжаются
4) Болезненно ли протекают
5) Спят ли с мужем
6) Все ли можно есть
7) Моются ли?
8) Обкуриваются ли и промывают (?) ли внутри по окончании
регул
9) Допустимо ли вводить палец внутрь половых органов

50701950383_980d9e0722_h_thumb

Мужчины в охотничьих костюмах

50702774177_b693edaf8a_h_thumb

Мужчины в повседневном (слева) и охотничьем (справа) костюмах

1) Как узнать беременность по месячным
2) Спят ли с мужем когда бывают беременны
3) Все ли можно есть
4) Моются ли и обкуриваются ли? Да
5) Кто помогает при родах бабка, иногда муж
6) Кто присутствует при родах женщины могут ли быть мужчины? нет
7) Что делает муж во время родов и после них? Сидит или держит
8) Болезненны ли роды Да.
9) Куда девают послед и пуповину? Аккуратно положить где-нибудь
10) Все ли могут смотреть на ребенка? Все
11) С какого дня начинают кормить ребенка
12) Сколько времени его кормят
13) Когда возобновляются половые сношения
14) Где родят, не в особом ли помещении. В поганом
Строится джюкiди.
12. Кормят лет до трех, пока ребенок сам не бросит
8. Роды болезненны, но встают скоро.
9. Бабка.

50701951758_d87c06ea5c_h_thumb

Вид улуса Торгокон

50702690236_ba4f61a2c3_h_thumb

Онгон (материальное вместилище духов умерших предков) в улусе Торгокон

27го [июля] встали поздно. Решили мы пойти к тому месту, где кололи косырка, т.е. молодого годовалого бычка. Сначала, сильно захотев мяса, купил его у вдовы за 50 копен. Теленок весил 4 пуда. Часть он продал соседям по 4 р. пуд. Мы также купили 5 фунтов. Придя туда, мы застали прелюбопытную картину. Вся поварня была наполнена людьми. Сидели на лавках тесно, один возле другого и с остервенением ели только что сваренное в котле мясо. Женщин было только несколько. Присутствовали не все соседи. Главным образом ели boudin, которого наварили очень много. Ели с остервенением, с жадностью. Непривычному глазу вид их мог показаться extra диким, да и нам он культурным не показался.

50701951678_a130bf5a16_h_thumb

Внутренность поварни (кухни)

50702691956_0e87a34879_h_thumb

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50701951863_a11571709f_h_thumb

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид улуса Дэлюн

Рассказ бабки, как она родила Павла.
Атыркан с большаком поехал за мукой. На Каренге тогда кочевали. Осталась она с малыми ребятами. Летом было дело. Положила их спать. Была она одна и вот принесла парнишку. Утром ребята плачут, дров принести она не может. Послала девку за бабой – соседкой.
Пришла баба, дров наколола, чай сварила и ее ругает. Ах ты, дурак такой, пошто нас не позвала, одна тут лежишь. Отвечает бабке: Чего-то, лето теперь, один я, лучше <нрзб>. Все ругали ее (Вспоминает она об этом и ей приятна ее отвага и то, как ее журили). Два дня лежала она, потом дымокурила, лопоть всю, пары 3, 4 штанов (столько,сколько износила во время родов) – без жалости сжигается. Послед,очевидно, тоже сжигается. Пуповину нужно аккуратно свернуть и куда-нибудь положить. Потом приехал старик, привез муки, лопоть привез. Ну и вот парнишку принесла.

50702773962_cc100e25ab_h_thumb

 

50702773867_f60c1d434a_h_thumb

Отец с детьм

50701949883_45396306e5_h_thumb

Полутовы: свекор с невесткой (профиль)

50702773557_0a0a4070ae_h_thumb

Полутовы: свекор с невесткой (фас)

Из ЖЖ Humus: 1912. Этнографическая экспедиция в Забайкалье. Часть 1. Тунгусы