Борьба эвенков за независимость от Китая

129412396_3410214245763510_2396537066820800895_o

Борьба эвенков за независимость в 40-х гг. XVII в. связана с именем предводителя солонов и дауров по имени Бомбогор.
К середине ХVII в. Китаем вновь овладели прямые потомки чжурчженей – маньчжуры, выработавшие новые правила существования и развития страны. Теперь эта многонациональная империя управлялась маньчжурской династией Цин, основанной императором Нурхаци. Маньчжурские правители Китая начали строить систему управления государством и отношения с соседними народами на основе идеологических традиций Китая. В результате этого, несмотря на тунгусское происхождение и преобладавшие до этого момента традиций шаманизма, а также буддизма, в среде маньчжуров стали быстро распространяться идеи Конфуция [Непомнин, С. 33-35]. Маньчжуры опасались консолидации монгольских племен на северо-западных окраинах империи, поэтому одной из главных забот цинской внешней политики стало предотвращение любого объединения монголов [Мясников, с. 69]. К 1655 г. маньчжурам удалось установить контроль над некоторыми ханами Халхи. Однако, на западе оставалось сильным независимое Джунгарское ханство, стремившееся объединить монголов под своей властью. Пользуясь раздорами монгольских племен и внедряя продуманную дипломатию, маньчжурские правители успешно сдерживали потенциальную угрозу монгольских и ойратских ханов, влияние которых на юге и западе от Байкала оставалось по-прежнему значительным. [Грумм-Гржимайло, С. 683-684].
Второй угрозой манчьжурской империи стали родственные им тунгусские народы, проживавшие в среднем и верхнем течении Амура. После ослабления монгольской империи тунгусские племена, проживавшие в Восточном Забайкалье и Приамурье до самого прихода русских, не являлись вассалами ни одного государства. В сороковых годах XVII в. маньчжурская империя предпринимает попытки расширить свое влияние в Приамурье. Не желая быть в вассальной зависимости, а также, вероятно, отказываясь принимать чуждую им Конфуцианскую философию, эвенки, а также смешанные группы тунгусско-монгольского происхождения выступали против подчинения цинскому двору.
Наиболее активное сопротивление эвенков происходило под предводительством Бомбогора, который, начиная с 1634 г. возглавил Союз эвенкийских и даурских родов в борьбе за независимость от маньчжурского влияния. В течение нескольких лет эвенки-солоны и дауры, чье число редко превышало 6 тыс. воинов успешно противостояли многократно превосходившим маньчжурским войскам. В 1638 году император маньчжурской династии Цин – Абахай предпринял решительное наступление на солонов, возглавляемых Бомбогором и отправил войско во главе с генералом Самшикой, но экспедиции не удалось справиться с сопротивлением объединенных групп эвенков-солонов и дауров [Мелихов, С. 77-97]. В декабре 1639 года, Император Абахай отправил ещё одну военную экспедицию на Амур. Войскам удалось проникнуть в глубь территории, дойдя до реки Хумахэ, где проживали эвенки-солоны. В ходе сражения у селения Гуалар маньчжуры, силами, насчитывавшими до 2 чалэ (полков) (по оценкам историков общая численность могла составлять до 2500 человек), разгромили объединенный отряд эвенков-солонов и дауров численностью 500 человек под руководством Бомобогора. В мае 1640 года, маньчжуры захватили ещё четыре поселения, включая крепость Якса, и взяли много лошадей, скота и пленных. Хотя Бомбогор продолжил сопротивление, он стал терять поддержку местного населения. Малочисленные отряды эвенков не могли противостоять мощной маньчжурской армии, многие эвенки-солоны перешли под власть маньчжурского хана [Там же]. Бомбогор был схвачен маньчжурами в 1640 г., свезён в столицу маньчжурского императора – город Мукден и там казнён [Crossley, с. 196].
Эти печальные исторические факты выглядят еще более трагичными, когда становится известной вся правда – Бомбогор был родственником маньчжурского императора Абахая на основе взаимобрачных традиций династии Цин и вождей эвенков-солонов. Почти перед самой смертью Абахай назвал одного из своих сыновей именем родственника и непримиримого врага – Бомбогором. Абахай – волевой правитель маньчжурской империи, фанатичный продолжатель дела своего отца Нурхаци, Бомбогор – воин и преданный вождь материнского рода солон-эвенки.

Рис. художника Сергея Писарева (он увидел Бомогора таким), к истине близко, т.к. солоны, как и орочоны, ранее носили головные уборы из мета – шкуры с головы косули.

Доктор филологических наук, профессор Александр Варламов