Рекомендации по совершенствованию языковой политики РФ для КМНС

%d0%b1%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b4%d1%91%d1%80-2019_thumb

Рекомендации рабочей группы по научным исследованиям и правовому мониторингу в области языков коренных народов Организационного комитета по подготовке и проведению в Российской Федерации Международного Года языков коренных народов в сфере совершенствования языковой политики в Российской Федерации

В целях учета поступивших в адрес Организационного комитета по подготовке и проведению в Российской Федерации Международного Года языков коренных народов (2019 год) инициатив и предложений органов государственной власти, общественных палат субъектов Российской Федерации, экспертного сообщества, неправительственных организаций и языковьв активистов, а также итоговых документов всероссийских и региональных форумов по языковой проблематике, и принимая во внимание необходимость обеспечения последующих мер в контексте провозглашенного Генеральной Ассамблеей ООН Международного десятилетия языков коренных народов (2022-2032 годы) рекомендовать:

І. Правительству Российской Федерации:

l.l. Разработать национальный план мероприятий по организации и проведению в период 2022-2032 годы международного десятилетия языков коренных народов с эффективным участием в его подготовке и осуществлении коренных народов Российской Федерации, их объединений, а также органов государственной власти регионов их исконного проживания.
1.2. Рассмотреть возможность разработки Стратегии по реализации языковой политики, изучению, всестороннему развитию языков и сохранения языкового многообразия в Российской Федерации с определением принципов, механизмов, инструментов, субъектов реализации государственной языковой политики и зон их ответственности с дальнейшим утверждением соответствующих федерального и региональных планов мероприятий по реализации Стратегии, обеспечивающих учет специфики языковой ситуации в регионах.
1.3. Создать межведомственный консультативно-экспертный совет по вопросам реализации и совершенствования языковой политики в Российской Федерации с участием представителей федеральных и региональных органов государственных власти, экспертного и научного сообщества, Общественной палаты Российской Федерации, а также неправительственных организаций, специализирующихся на языковой проблематике.

1.4. Рассмотреть возможность разработки федеральной государственной программы поддержки и развития языков народов России, не имеющих статус государственных, в том числе по направлениям, связанным с:
– ДOПOЛHИTeЛЬHЫMИ Г t]Э£tНТИЯМИ ПО СОХ]Э tHeHИЮ И ]ЭЫЗВИТИЮ ЯЗЫКОВ
коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также языков народов России, не имеющих письменности и/или находящихся в силу объективньж причин и социальных процессов под угрозой исчезновения.
– формированием фонда знаний об исчезающих языках для будущих поколений этнических сообществ, лингвистов, исследователей, а также решения задач в сфере сохранение языков, как части нематериального культурного наследия Российской Федерации, в том числе посредством фиксации знаний, документированию и описанию языков народов России и их диалектов.
– развитием современных информационных технологий для сохранения, популяризации и изучения языков коренных народов России, в том числе дистанционных технологий образования, проведение вебинаров, видеолещий, онлайн-тестирования, видео-стримингов, создания мобильных приложений словарей и программ для чтения, проектов развития электронной письменности на родных языках и т.д.
1.5. Принять дополнительные меры по совершенствованию экспертизы учебников родньв языков и литературы народов России, включая создание специальной комиссии по проведению экспертизы учебников родных языков и литературы коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также рассмотрения возможностей установления льготньв условий при проведении федеральной экспертизы малотиражных учебников на языках коренных народов России.
1.6. Принять дополнительные меры по активизации и повышению эффективности исследовательской работы в рамках государственных заданий институтов РАН и факультетов федеральных ВУЗов (по соответствующим филологическим специальностям) в области документирования и описания языков коренных народов России и их диалектов, а также рщработки программ дистанционного, в том числе электронного, обучения языкам коренных малочисленных народов Российской Федерации с обеспечением целевого финансирования.
1.7. Рассмотреть возможность наделения Института языкознания РАН экспертными и консультативными функциями, в том числе через систему государственного задания, в области сохранения, ревитализации, документации и описания языков коренных народов России, включая:

– инвентаризацию языков коренных народов России (список языков и диалектов, мониторинг степени сохранности, социолингвистических данньж и т.д.), с отдельным вниманием к языкам коренных малочисленных народов Российской Федерации, находятся под угрозой исчезновения;
– разработку и методическое обеспечение стандарта проведения полевых лингвистических и социолингвистических исследований в Российской Федерации, а также обязательного прохождения научной экспертизы финансируемых за счет средств федерального бюджета проектов сохранения и ревитализации языков коренных народов России на стадии их разработки;
– оценку, обоснование, совершенствование и продвижение концепции двуязычия, а также преподавания родного языка, в качестве иностранного для этнических общностей, в числе которых доля фактических носителей родного языка критически малочисленна.
1.8. Принять дополнительные меры по повышению эффективности и адресности подготовки учителей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Российской Федерации, в том числе посредством:
– включения олимпиад по родным языкам и литературе в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных или творческих конкурсов утверждаемым приказом Минпросвещения России;
– увеличения количества целевых бюджетных мест в федеральных ВУЗах по подготовке преподавателей языков коренных и коренных малочисленных народов России.
1.9. Провести всероссийскую конференцию по вопросам популяризации
и обобщения регионального опыта полилингвального образования.
1.10. Проработать вопрос о подготовке единого нормативно — правого механизма совершенствования и утверждения алфавитов, правил орфографии и пунктуации родных языков коренных малочисленных народов Российской Федерации с нормативным определением субъектов реализации соответствующих полномочий.
1.11. Рассмотреть возможности создания федерального портала «Родной язык», включая общедоступную общероссийскую цифровую фонотеку языков коренных народов России, обеспечивающую возможности беспрепятственного хранения в цифровом виде письменных и аудиовизуальных свидетельств использования родных языков, сохранившихся в том числе в частных архивах и в различных формах бытования, а также доступа к ним, как к культурным ценностям соответствующих народов.

II. Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской:

2.1. Принять дополнительные меры по расширению и усилению адресности при формировании государственных заказов и предоставлении грантов на проведение всероссийских, межрегиональных и региональных мероприятий по языковой проблематике, организацию лингвистических смен с участием этнической молодежи и представителей старшего поколения носителей языка, поддержку местных языковых активистов и национально- культурных автономий, реализующих мероприятия в сфере сохранения, развития и популяризации языков народов России и многоязычия.
2.2. Рассмотреть возможности совершенствования механизмов целевой поддержки СМИ и интернет-сайтов на языках коренных народов России, включая телевидение, радио, газеты, интернет-издания, социальные сети.
2.3 Рассмотреть возможности установления дополнительных стимулирующих выплат и (или) надбавок для преподавателей родного языка и литературы за успехи в освоении обучающимися образовательных программ по соответствующим предметам, а также писателей и журналистов, издающихся на языках коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Принять меры по разработке и внедрению в правоприменительную практику мониторинга состояния и развития языков коренных малочисленных народов Российской Федерации с учетом особенностей языковой ситуации соответствующих народов в связи с их критической малочисленностью в условиях окружающего культурного большинства, образа жизни и расселения, а также повышенной уязвимости их языковой среды.
2.4. Разработать меры по подготовке педагогических кадров для дошкольного и начального общего образования в области преподавания родных языков и литератур народов России в профессиональных образовательнпх организациях, а также адресной социально-экономической поддержке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и обучающихся в высшт учебных заведениях в целях повышения их фактических возможностей и привлекательности обучения по указанным специальностям, имеющих важное этносберегающее значение для народов, находящихся в уязвимом положении по признакам малочисленности и образа жизни.
Совершенствовать нормативную правовую базу, включая нормативное определение понятия «кочевая образовательная организация», а также меры по развитию этносберегающих форм образования коренных малочисленных народов Российской Федерации, включая кочевое образование, развитие методики «языковых гнезд», средств дистанционного обучения лиц, ведущих традиционный образ жизни малочисленных народов, в целях адаптации детей для жизни в современном обществе с сохранением их связи со своей исконной средой обитания и навыков самообеспечения, а также с учетом иных этнокультурных и социально – экономических особенностей их проживания.
2.7. Предусмотреть проведение Всероссийских форумов учителей родных языков народов России с содействием обеспечения участия в них делегатов субъектов Российской Федерации.
2.8. Рассмотреть возможности издания ежегодных справочников с
описанием лучших региональных практик (проектов) по реализации языковой политики и сохранению родных языков народов России в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в языковой сфере с учетом региональной специфики.

III. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

3.1. Рассмотреть возможность создания региональных Фондов сохранения и развития языков народов России, проживающих на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
3.2. Обеспечить обязательную организацию и совершенствование системы повышения квалификации преподавателей родных языков и литературы народов России дошкольных и школьных образовательных организаций на базе научных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе путем заключения договоров с научными центрами, расположенными в соответствующих федеральных округах.
3.3. Принять дополнительные меры по поддержке, расширению и совершенствованию практики ежегодного проведения фронтальных диктантов на языках коренных народов России, проживающих в соответствующих регионах, а также популяризации их языков в иных формах, включая организацию работы литературных гостиных, песенного творчества на родных языках народов России и т.д.
3.4. Совершенствовать механизм распределения и закрепления молодых специалистов в сфере преподавания родных языков и литературы коренных народов России в местах традиционного проживания соответствующих народов, в том числе через оплату их обучения, повышенного стипендиального обеспечения, дополнительных социальных выплат молодым специалистам на условиях дальнейшей работы по специальности в соответствии с заключенными контрактами на такое обучение.

3.5. Обеспечить усиление адресности и эффективности оказания мер государственной поддержки в отношении лиц, осуществляющих традиционный образ жизни и хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов, а также инфраструктурного развития мест m традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в целях сохранения языковой среды через повышение качества жизни в границах соответствующих территорий.
3.6. Принять меры по повышению эффективности поддержки проектов по созданию электронных ресурсов на языках коренных народов России, проживающих в соответствующих регионах, цифровизации родных языков народов России и иньт выражений их нематериальной духовной культуры, связанньж с решением задач по сохранению, развитию и популяризации родных языков (народное, литературное творчество, фольклор и т.д.).

Полная версия