ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ЭТНОГРАФИЯ Как оживляют уголок эвенков в Этнографическом музее народов Бурятии

img_0545_thumb

Примерно на протяжении года, как я работаю в республиканском центре эвенкийской культуры «Арун», мне приходится участвовать в мероприятиях по «оживлению» эвенкийского комплекса в Этнографическом музее народов Бурятии. Они проводятся периодически, на крупных этнокультурных фестивалях, или для крупных туристических делегаций из других регионов и стран. Например, на «Сказочном Сагааглане-2018» или праздновании 50-летия Этнографического музея.


Типичный сценарий мероприятия включает анимацию, выступления творческих коллективов, реконструкцию шаманских обрядов и лекции по истории и культуре эвенков. (Естественно, каждый раз имею место вариации). Решил рассказать о нём более подробно.
По традиции, посетители комплекса проходят шаманский обряд очищения через идол Чичипкан. Гостей проводят к идолу, установленному в нескольких метрах справа от входа в комплекс, перед ним разжигается костёр. Идол представляет собой расщеплённое надвое бревно, установленное вертикально, в навершии вырезан лик духа. Человек должен протиснуться между «ног» идола, считается, что это очищает от грехов и приносит удачу. Проходящих через Чичипкана обмахивают ветвями багульника, окуривают дымом от костра. Иногда идол сооружают как арку из берёзовых ветвей прямо у входа в комплекс.
Далее гости обычно проходят в центр комплекса, где молодёжный танцевальный коллектив «Гулувун» исполняет перед ними эвенкийские танцы. Обычно это танцы с ковриками-кумаланами, или эвенкийский ёхор. Иногда концертная программа дополняется национальной забавой «прыжки через нарты».

img_0460_thumb
Потом начинается экскурсия. Посетители осматривают экспонаты комплекса – эвенкийские чумы-дю из шкур и коры, предметы эвенкийского быта — нарты, туески из бересты и кожи, охотничье снаряжение.
Отметим, сотрудники «Аруна» на таких мероприятиях встречают гостей в эвенкийских национальных костюмах. (Есть и современно-стилизованные, и сценические, и тщательно реконструированные аутентичные наряды эвенков). Это подчёркивает этнический колорит, и даже позволяет представить, что находишься на настоящем эвенкийском стойбище. Для большей «атмосферности» аниматоры часто играют на хомусе-варгане или включают музыку на эвенкийские мотивы.
Иногда экскурсия сопровождается мастер-классами по прикладному искусству – гостям показывают вышивку бисером, работу с мехом. Могут проводиться и мастер-классы по эвенкийскому танцу, обычно для детей.

img_0520_thumb
Отдельно гостям всегда показывают шаманский комплекс, стоящий в эвенкийском уголке чуть наособицу. Он включает чум шамана и множество идолов, расставленных вокруг. Грубо вырезанные из дерева изображения тайменей, собак, оленей, человекоподобные фигуры – потусторонние сущности, которых древние эвенки представляли в виде живых существ.
Отдельное внимание гостей привлекают резные фигуры птиц на высоких тонких шестах – духи-посланники шамана. Директор центра «Арун» Надежда Шеметова выступает в качестве гида, показывая экспонаты, рассказывая о старинном быте эвенков, шаманских ритуалах.
Иногда на мероприятие приглашают настоящих эвенкийских шаманов, которые проводят обряд с возжиганием костра, угощением божеств, молебном. Последний раз в «оживлении» комплекса участвовала шаманка из Баунтовского эвенкийского района Светлана Воронина.
В заключение гостей вовлекают в эвенкийский круговой танец «одёра». После этого посетителям обычно предоставляют уже самостоятельно осматривать комплекс.


Сам я обычно выступаю в роли фотографа и видеооператора, но иногда тоже надеваю костюм эвенка, выступая перед посетителями «наглядным образцом». Вспоминается, как рядом со мной фотографировался гость из Якутии, который был восторге от экскурсии.
Надо сказать, посетители осматривают комплекс с немалым интересом. Ведь культура эвенков в Бурятии не столь широко популяризована, как культура бурят или «семейских». Хотя «раскрутка» эвенкийской темы могла бы стать вкладом в повышение туристической привлекательности Бурятии.