Орнаментальное искусство эвенков

Орнамент – от лат. ornamentum – украшение, узор. В эвенкийском: Онё – узор, рисунок. Онёлэн – мастерица, художник.

По закономерностям построения различают орнаментальную ленту, розетку и сетчатый орнамент. По изобразительному началу изобразительные и неизобразительные.

История возникновения тех или иных орнаментальных мотивов связана с этногенезом народа, его окружением и передвижениями в течение длительного исторического времени.
Эвенки как кочевой этнос создали свой неповторимый декоративный язык, повествующий  об их мировидении и мироощущениях.

Мастерица из с. Нелькан Аяно – Майского района Хабаровского края Умрихина Любовь Федоровна

Е. Шнейдер подразделяет искусство северных тунгусо-маньчжуров на западную (приенисейские эвенки), центральную (якутские эвенки), восточную (северо-восточные эвенки и эвены). Г. Василевич считает, что «бисерный орнамент преобладает у западных эвенков,  а у восточных эвенков – вышивка шёлковыми нитками; на западе распространен геометрический орнамент, на востоке – растительный».

С.В. Иванов в труде «Орнамент народов Сибири как исторический источник. Народы Севера и Дальнего Востока» говорит: «В первобытном и народном искусстве орнаментальные формы получают интеллектуальную, так и эмоциональную нагрузку. Интеллектуальный момент выступает в частности, и в тех многочисленных и разнообразных названиях, которые дают своим узорам сами их исполнители. Самые отвлеченные геометрические формы наполняются ими вполне конкретным содержанием, отражающим представление народа об окружающей действительности!.

Типы орнамента народов Сибири и Дальнего Востока

  • Восточнопалеозиатский (северовосточный) тип наиболее древний, связан с древнеберингоморским периодом – это орнаментальные мотивы из полос квадратов, прямоугольников, мотивы из треугольников, зигзага, ромбов, шевронов, шпор, крестов;
  • Северосибирский (североазиатский) тип встречается в памятниках неолита Прибайкалья — это узоры в виде кругов, полукругов, мелких кругов с точкой в центре, мелких ямчатых вдавлений;
  • Среднесибирский тунгусский тип — узоры в виде дуг, он развился из круга;
  • Нижнеамурский тунгусский тип — криволинейный или спирально-ленточный орнамент;
  • Тюрко-монгольский тип — криволинейный орнамент;
  • Маньчжурско-даурский или восточноазиатский тип;
  • Восточно-европейский или русско-украинский тип.

Орнамент является организующим началом. Он выполняет тектонику и конструкцию предметов; обрамляя вещи, он делает их более заметными, законченными, обогащает цветовую сторону, украшает вещи.  В то же время орнамент несет не только декоративное, но и магическое, сакральное значение.

Основой эвенкийского орнамента стала окружающая природа. Древние охотники подмечали особенности природы и старались передать информацию через орнамент, оградить себя и близких от бед.  Для эвенков, постоянно соприкасающихся  с опасностью в тайге и взаимосвязанных с живой природой, характерно мифическое восприятие жизни. Они считают, что деревья, птицы, животные имеют душу. Каждый из них это воплощение либо небожителей, либо жителей Нижнего мира.

Якутские эвенки

По древнему поверью эвенков, мир разделялся на три мира – Угу Буга, Дулин Буга и Хэргу Буга. Богу-творцу Сэвэки при создании Дулин Буга – Земли и ее жителей помогли гагара — укэг, утка – нырок и лягушка – бадялаки (баха, хэрэки).

Хабаровские эвенки

Обычно гагара – укэг в мифах эвенков олицетворяет водную стихию и помощницу Сэвэки. Ее также считали символом любви и весны, семейной верности, ведь она выбирает себе пару один раз и на всю жизнь. Как символ оберега ее изображают в обрядовых (праздничных) нагрудниках — нэл ~ нэлли (хэлми, уриптун), на обуви гагара устремляется ввысь.

Обувь с символикой гагары

Ромбический элемент встречается в орнаменте эвенков в виде цепочки из ромбов как оберег или декоративный элемент  встречается  при отделке одежды и изделий домашнего обихода вышивкой бисером, кожей и мехом. Обычно они наносились на кожу черной и коричнево-красной краской.

Ромбический орнамент

Ромбический мотив встречается на кисетах, шаманских бубнах и одежде. На лентах шаманской одежды, имитирующих мифического змея Дябдар, представлены не только ромбы, но и полосы-прямоугольники.

Орнамент «сэли ~ хэли иен» — букв. рог мамонта. История его возникновения связана с мифическим образом мамонта — Сэли ~ Хэли. Сэли и Дябдар сражались друг с другом и осушили землю, выворачивая песок, глину и камни, которые превращались в равнины, горы, утесы. Они стали  духами-охранителями входа в Нижний мир и  помогают шаману при его передвижениях по Нижнему миру.

В комплекте обрядового детского костюма в качестве оберега использованы 2 ровдужные ленты – змейки, отделанные по краям красной х/б тканью и пришитые к плечевой части костюма с двух сторон. С левой стороны прикреплена 3 змейка – тонкая полоска, шириной 1 см., из ровдуги.

Орнаментальный мотив «сэли ~ хэли иен» у эвенков Бурятии переводится как «клык мамонта».

В целом для эвенкийского орнамента свойственны геометрические, криволинейные, растительные, реже зооморфные мотивы. Часто эвенкийский орнамент строился на основе неизобразительных образов, воплощённых в геометрических орнаментах. Геометрический орнамент — это полосы, дуги, арочки, круги, чередующиеся квадраты, прямоугольники, ромбы, зигзаги и различные по форме крестообразные фигуры. С.В. Иванов этот вид орнамента относит к северовосточному типу.

Наиболее распространенным у всех групп эвенков является орнамент, состоящий из зонально расположенных полос, который играет охранную роль. Исполняется он различными способами: краской по коже, т.е. полоской окрашенной и неокрашенной ровдуги, нашиванием  жгутиком или полосы белого оленьего волоса, нашиванием на кожу полосок бисера, нашиванием цветной ткани (чаще красной).

Инӈахакма ~ инӈасанча – полосатый орнамент. Обычно узкие полоски даются в комбинации с широкими. В качестве разделительных и заканчивающих полос в орнаменте обычно служили белые волосяные жгутики по коже как защита от потусторонних сил. Белый подшейный волос имел магическую силу. Обычно при изготовлении одежды  мастерицы тщательно заделывали швы, чтобы злые духи не проникли и не лишили человека здоровья, удачи в охоте.

Полосовой орнамент мог заканчиваться чередующимися парными бисеринками – черного и белого цветов как символа смены дня и ночи.

Полосовой орнамент

Отличительным элементом эвенкийского полосового орнамента является цветовая сторона и детали оформления. В цветовой гамме узоров обязательно присутствуют цвета солнца, земли, неба и снега. Соответственно в цветовой палитре эвенков наиболее часто встречаются жёлтый, золотистый, красный, коричневый, синий, зелёный и белый, чёрный, голубой, розовый цвета.

Полосовой орнамент

Мэрикэ – квадратный и прямоугольный мотив. Квадраты или прямоугольники составляются либо из светлого и темного меха, либо окрашенной и неокрашенной ровдуги, либо из ткани и бисера контрастных цветов. По словам мастерицы из местности Алла Курумканского района Елбоновой Марии Куркановны чередующиеся квадраты белого и темного цвета – мэрикэпридаёт изделию нарядность.

Муручун — короб для хранение изделий

Гоёлгоптун (Билэптун):

Сакимат — чередующиеся прямоугольные и квадратные мотивы могут образовать более сложную шахматную клетку.

Сакимат

По-мнению специалистов, занимающихся семантикой орнамента, данный приём сочетания тёмного и светлого отражает древнюю символику противостояния и взаимопроникновения двух жизненно важных начал: жизни и смерти, света и тьмы, добра и зла, мужского и женского и т.д. Орнаментальный мотив — сакимат с древних времён обозначал сотрудничество двух начал, бесконечность жизни, её эволюцию.

Иктэкэпчэ от слова иктэ «зубы», букв. зубчатый орнамент. Этот орнамент связывают с женским началом, идеей продолжения рода.

Кружковый орнамент, или розетка. Как полосовой, так и кружковой орнамент, представленные в вышивке и в шитье бисером  по коже, очень древние по своему происхождению.

Известный советский археолог А.П. Окладников отмечал, что древнее население Прибайкалья украшало свою одежду кружками вышитыми сухожильными нитками или нанесенными на кожу минеральными красками. Археологические раскопки, проведенные им в Прибайкалье и найденные артефакты: украшения в виде колец, дисков и кругов, изготовленных главным образом из нефрита, которые датируются 2 тысячелетием до нашей эры, являются доказательством того, что кружковый орнамент имеет местные корни.

Кумалан

Сопоставляя древние формы украшений с современными, А.П. Окладников пришел к заключению, что белые нефритовые кружки и кольца глазковского времени являются прототипом серебряных бляшек эвенкийской работы, украшавших головные уборы еще в 18-19 вв. По данным 18 в. платье богатых удских тунгусов «изнавешано серебряными кругами», а на лбу они носят серебряные и медные кованые бляхи».

Обереги «Дылачакар» — круг как древнейший мистический символ, обозначающий небо, вечность, вселенную, солнце и луну, используется при декоративной отделке одежды, изделий.

Парные круги трансформируются в более сложную форму, сливаясь, образуют фигурки в виде восьмерки, затем они развиваются в узоры, напоминающие букву З или букву Е.

Сэремиктэ — орнамент дугами вверх. Дугообразный, арочный орнамент является довольно старинным мотивом. Мотив дуг принято относить к северосибирскому типу.

Дуги принимают различную форму, они могут быть то очень вытянутыми и короткими то высокими и короткими. Главные фигуры – арочки или дуги, дуги с утолщеньем или крестом в местах соединений, крестообразные фигуры с утолщениями, дугами или выступами на концах.

Крестовый орнамент рассматривается как солярный знак. Его связывают с небесными светилами: солнцем, луной, звездой. Знак, который оберегает и дарует благополучие. Обычно этот орнаментальный мотив эвенки называли «осикта». При наличии в крестовом орнаменте 3 пересекающихся линий в центре, связывают с образом паука. По поверьям эвенков, нельзя было убивать паука. Через его смерть можно было нанести невидимый удар своим близким.

Делог иен — букв. рог горного барана. Выстраивался горизонтально и вертикально. Дополнением служили разного рода лепестки и трилистники — это говорит о том, что зачастую эвенки сочетали геометрический и растительный орнаменты.

Как писал С.В. Иванов: «Ценность орнамента состоит в том, что он является относительно устойчивым элементом художественной культуры, который сохраняется на протяжении столетий».

Дарья Муханаевна Берелтуева