Эвенки Бурятии провели научную конференцию о князе Гантимуре

Научно-практическая межрегиональная конференция «350 лет принятия русского подданства эвенкийскими родами под предводительством князя Гантимура как детерминанта в сохранении и развитии историко-культурного развития эвенков» состоялась 7 июля в Этнографическом музее Бурятии. Организатором выступил государственный центр эвенкийской культуры «Арун», участие принял министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков, директор Государственного архива Республики Бурятия Бутит Жалсанова, прибыли представители разных регионов исторического проживания эвенков – Забайкалья, Красноярского края, Якутии, Хабаровского края, казачества Республики Бурятия, представители науки, общественности и СМИ.

19883679_1991953751039169_179688558_n

Князь Гантимур

На конференции подняли вопросы вклада Гантимура в расширение российского государства, этнической принадлежности князя, а также необходимость каким-то образом увековечить в Бурятии столь выдающуюся историческую фигуру. Выступления участников затрагивали историю формирования тунгусского казачества, права и порядок самоуправления эвенков в подданстве России, историю рода тунгусских князей Гантимуровых и их усадьбы в Урульге, были и доклады по различным аспектам эвенкийской культуры.
Согласно историческим данным, князь Гантимур — в 17-м веке правитель обширной территории в восточной Сибири, охватывающей нынешний Забайкальский край и частично Бурятию и Амурскую область. Происходил из эвенкийского рода Баягир. Был родственником и вассалом китайского императора, после разногласий с которым в 1667 году перешел в подданство России, хотя был послан им уничтожить Кумарский острог на Амуре. В 1685 году был крещен в Нерчинске под именем Петра, его старший сын Катанай – под именем Павла. Князь Гантимур стал основателем дворянского рода Гантимуровых, его войско преобразовали в Тунгусский пятисотенный казачий полк.

Т.Г. Цыбиков и Н.Е. Шеметова

Т.Г. Цыбиков и Н.Е. Шеметова

— Личность князя Гантимура, безусловно, выдающаяся не только в истории эвенков, но и истории Российского государства. Из инородцев только тунгусский князь Гантимур был удостоен титула по московскому списку, и больше никто не обладал столь высоким титулом, который передавался по прямой линии. Но хотя мы и знаем об этой исторической  личности, она по-прежнему покрыта ореолом тайны, и нам предстоит очень большая исследовательская работа, — заявил Тимур Цыбиков.
Министр отметил, что дата 350-летия перехода Гантимура в российское подданство не получила достойного масштаба празднования, хотя очень значима в истории нашего государства. Он пожелал, чтоб мероприятие стало толчком-основанием регулярно отмечать эту юбилейную дату, на федеральном уровне. Тимур Цыбиков отметил, что именно центр «Арун» проявил инициативу отметить 350-летия перехода в русское подданство эвенкийских родов, вассальных князю Гантимуру. Эти рода, такие как Вэкарой, Баликагир и Челкагир в настоящее время проживают в Курумканском, Баргузинском и Северобайкальском районах Бурятии.
Важным вопросом, поднятым участниками конференции, стали споры исследователей об этнической принадлежности князя Гантимура. Председатель национально-культурной автономии эвенков Бурятии Мария Бадмаева выразила недовольство попытками отдельных бурятских историков записать его в монголы, как и целые эвенкийские рода. Отметим, в Забайкальском крае недавно прошла конференция, участники которой стремились доказать, что ононские хамниганы – монгольское племя, что вызвало возмущение эвенков Бурятии. «Мы должны восстановить историческую справедливость!» – негодовала Мария Бадмаева. Директор республиканского госархива Бутит Жалсанова подтвердила, что в старинных документах, в том числе и заверенных лично Гантимуром, князь фигурирует именно как тунгус. Краевед Елена Куренная, много лет изучавшая историю эвенков, отметила, что имя князя традиционно пытаются толковать на тюрко-монгольский лад, выделяя корни «хан» и «тумэр» («железо»), но на самом деле оно эвенкийское.
— Все это много крутили-вертели, а меня всегда интересовало, как же Гантимура назвали родители. Оказывается, в источниках сохранилась тунгусская транскрипция его имени латинскими буквами. Пишется так: «кан-та-мур». «Кан» — на эвенкийском означает «царский», «та» — «устье», «мур» — «воды». Получается «царский на устье вод», — рассказала Елена Куренная.

Елена Куренная

Елена Куренная

Директор центра «Арун» Надежда Шеметова обратила внимание, что воины, изображенные на родовом гербе князя со старинной китайской гравюры, одеты в традиционный костюм «оленного» эвенка. Это дополнительное свидетельство эвенкийского происхождения Гантимура.
Надежда Шеметова также выразила сожаление, что многие люди только сейчас узнают имя Гантимура. Схожее мнение высказал Тимур Цыбиков, отметив, что широкой популяризации личности Гантимура не происходило ни в советские годы, ни в последующие. По словам уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера при Народном Хурале республики Сергея Берельтуева, учителя истории, в школьных учебниках о князе Гантимуре странным образом не упоминается ни словом.

Мария Бадмаева

Мария Бадмаева

Представитель общественной организации по поддержке коренных народов Сибири «Китой» выразил недоумение, что в Бурятии многие вехи дореволюционного периода истории словно не рассматриваются вообще. Но жители Бурятии должны знать столь выдающуюся историческую личность.
— Каждый народ должен иметь своих героев, иметь великие даты в истории, духовно чувствовать принадлежность к великим свершениям, это необходимо для морального здоровья этноса — считает Надежда Шеметова.
Учитывая заслуги князя Гантимура в деле расширения российского государства, участники конференции отметили необходимость почтить в Бурятии его памятным знаком, будь то скульптурная композиция или мемориальная доска. Эту идею поддержал товарищ атамана окружного казачьего общества РБ «Верхнеудинское» Борис Цыбенов, одобрил и министр культуры Бурятии.
— Личность Гантимура может выступить объединяющим символом, который обозначит роль и значение эвенкийского народа в многонациональной палитре нашей страны, а также консолидирует русских, бурят и эвенков, проживающих на нашей земле, — заявил Тимур Цыбиков.
Можно добавить, что за день до конференции центр «Арун» провел на Байкале молодежный лагерь «Байкальский Аргиш», где молодым эвенкам читали лекцию о князе Гантимуре, а 8 июля в Одигитриевском соборе Улан-Удэ в память Гантимура и его сына Катаная состоялся поминальный молебен. Таким образом, имя князя Гантимура в Бурятии начинает выходить из длительного забвения, и со временем будет почитаться сообразно его историческим заслугам.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>