Архив за 27 Июнь 2020

Семья и брак эвенков

img_8188_thumb

В условиях большого ареала расселения, в эвенкийской среде были выработаны специфические традиции, позволявшие избегать кровосмешения. Прежде всего, следовало выбирать супруга только из иного рода. Заключение брака между людьми одного рода было возможным при соблюдении условия «седьмого колена» – близкородственные браки были запрещены. Часто договоренности о будущей свадьбе заключались между родителями, когда будущие супруги были еще в детском возрасте.

Обряды сватовства у разных групп эвенков существенно не отличались. Родители традиционно выступать в роли сватов не могли, обычно эту функцию выполняли дальние родственники. В старину сваты перед появлением пускали особенную, свистящую стрелу с загнутым наконечником – символом мирных намерений. Мужчины приходили с лиственничными или кедровыми посохами, а женщины – березовыми. Сватовство чаще происходило в иносказательной форме, иногда применялись песенные, шуточные монологи. Сваты выясняли потенциальное согласие родителей и невесты (чаще всего будущие жених и невеста выбирали друг друга заранее и сватовство было, своего рода, формальностью). По традиции жених был обязан внести семье невесты калым – тори. Чаще всего тори вносился оленями. В зависимости от состояния жениха и его родни тори мог составлять от 5 до сотни и более голов. Невеста, в свою очередь, приносила в дом приданое – мех, ткани, хозяйственные инструменты, посуду и пр. Иногда вместо калыма (по причине бедности), жених оставался в семье невесты на 1-2 года, помогая ее родителям – отрабатывая тори. Свадьбы праздновались без особенных церемоний, за исключением обрядов, совершаемых как породнившимися сторонами, так и с участием шаманов, если таковые оказывались поблизости. Первая часть свадьбы отмечалась на стойбище невесты, спустя несколько дней – жениха(1). Свадьбы эвенков сопровождались обычно тремя основными обрядами: Сбор приданого, снаряжение каравана и одевание невесты; Переезд на стойбище мужа; Приобщение невесты к новой семье (обведение невесты и ее каравана вокруг чума жениха, обряд Имты – кормление огня(2).

Атмосфера в эвенкийских семьях обычно была доброжелательной, взаимоотношения равноправными, а случаи грубого отношения к женщине были крайне редки. Разводы встречались также крайне редко. Супруги не называли друг друга по именам и не использовали слова «муж», «жена», заменяя их словами «гирки» – друг, «бэе» – человек. В эвенкийской семье исторически сильны традиции матриархальных отношений. Нередко главенствующую роль в семье играла и играет женщина. В повседневной семейной жизни на плечи эвенкийки ложилась не менее трудная работа, чем мужчины. Мужчина выполнял главную функцию – добытчика пищи и сырья, работая в свободное время по хозяйству топором и ножом. Женщина, кроме ухода за детьми и приготовления пищи, должна была обрабатывать шкуры, шить одежду, берестяную посуду и утварь. У эвенков-охотников, женщина зачастую должна была самостоятельно управляться с оленями и вести караван во время перекочевки (пока мужчина отправляется на поиски добычи). В отношениях между мужчиной и женщиной существовал ряд запретов, продиктованных, главным образом, практической необходимостью или заботой о здоровье женщины и детей. Например, женщине запрещалось прикасаться к охотничьей одежде и оружию мужа, во время беременности и после родов нельзя было употреблять мясо медведя и некоторые части других животных и птиц(3). Многодетность у эвенков считалась счастьем, и отношение к детям было очень бережное. К детям с детства относились с уважением, не допускалось бить и ругать детей. Дети эвенков росли самостоятельными и свободными, но, в тоже время, привыкая к труду с раннего возраста. Мальчики с детства постигали премудрости охоты – начинали охотиться с луком на мелкую дичь. С 10 лет практически все мальчики умели обращаться с оружием. Девочки с детства учились шить и выполнять все хозяйственные работы. Многое постигалось в процессе игры – эвенкийские игры традиционно очень функциональны. Во время игр дети обучались этикету, взаимоотношениям взрослых, развивали свои навыки и умения(4).

Суровые условия тайги выработали особенные семейные традиции в эвенкийской среде, в основе которых были равноправие, взаимное уважение и бережное отношение ко всем членам семьи.

Для охраны здоровья ребенка у эвенков существовал ряд оберегов.

• чтобы прекратить болезнь, ребенку дают страшное имя, чаще название земноводных и насекомых;

• чтобы не болели зубы – не позволяли совать в рот челюсть оленя;

• чтоб не болел язык – не разрешали плевать в огонь;

• не разрешали бросать в огонь шишки и бересту – чтоб не простудился;

• чтоб не страдать недержанием – мочиться около огня;

• чтоб не болело сердце – есть околосердечную сумку;

• не считали детей, указывая пальцем – чтоб не отбить память;

• следили, чтоб не бегал в одной унте и не падал на спину – признаки раннего сиротства;

• чтоб не надевал две шапки, что было признаком двоеженства;

• чтоб маленький ребенок не плакал, ему в рот вкладывали кончик сырого оленьего языка, сквозь который продевалась палочка;

• после шести месяцев начинали прикармливать чаем с оленьим молоком.

Афанасьева Е.Ф., к.филол.н. доцент БГУ