Архив за 24 Март 2020

Нужна помощь: готовим сборник об эвенках Бурятии – ветеранах Отечественной

%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%8b

В этом году центр «Арун» составляет информационный сборник по эвенкам Бурятии, воевавшим на фронтах Второй Мировой. В настоящее время собран достаточно значительный массив данных – на основе работ районных учреждений культуры, томов «Книги памяти Республики Бурятия», публикаций в СМИ и сетевых ресурсах.

Тем не менее, собранная информация неполная – о многих эвенках-ветеранах отсутствуют даже более-менее подробные биографические сведения. Порой в разных источниках информация может быть сильно противоречивой. Например, боец по одним данным считается без вести пропавшим на войне, по другим – благополучно демобилизовавшимся и получившим награды. Иногда один и тот же человек проходит как несколько разных людей, из-за разночтений в написании имени. При подготовке материала мы изрядно столкнулись с перечисленными сложностями.

Поэтому просим откликнуться всех неравнодушных, кто хочет сохранить память о своих героических предках-эвенках, и поделиться информацией. Интересуют рассказы самих ветеранов, воспоминания хорошо знавших их людей, фотографии, фотокопии документов, какие-то публикации в СМИ, иные данные.

1218424_original_thumb

Желающие помочь могут обратиться в офис АУК РБ ГРЦЭК «Арун» по адресу ул. Терешковой 3, либо связаться по телефону 8 (3012) 23-06-87. Материалы в электронном виде можно прислать на почту: ulgur@yandex.ru

Сокровища эвенков. Об уникальных экспонатах Музея природы Бурятии

istoria

Эвенки – коренной народ, проживающий на территории северных районов Бурятии и Забайкалья. Со своим кочевым образом жизни, бытом и промыслами эвенки сбалансированно вписались в таежный ландшафт. При этом, в зависимости от основного вида деятельности, они делились на три группы — орочоны, или оленные эвенки (от эвенкийского слова «орон» — олень) и мурчоны, или конные эвенки. Наиболее традиционными, сохранившими свою культуру в полной мере остались орочоны, проживающие в основном в Баунтовском районе.

– Эвенки были кочевым народом до революции. Это было очень хорошо для сохранения природы. Они занимались охотой и рыболовством. Эти занятия давали им ресурсы для еды, постройки жилища и шитья одежды, – рассказывает хранитель этнографических коллекций и предметов декоративно-прикладного искусства Национального музея Бурятии Любовь Левитина.

Сегодня эвенки живут очень активной жизнью и регулярно отмечают все сезонные праздники. Помимо Баунтовского района, этот народ проживает в Северо-Байкальском, Курумканском, Закаменском районах, Иркутской области, Забайкальском и Красноярском краях и в Монголии. Предметы, представленные сегодня в Музее природы Бурятии, – лишь малая картина из жизни эвенков. Но о промыслах и образе жизни кочевого народа они могут рассказать очень много. Экспонаты были изготовлены в 1933 году в райпотребсоюзах Баунтовского района. Впервые их представили на выставке, посвященной десятилетнему юбилею республики.

22_03istoriya

ТОТЕМНОЕ ЖИВОТНОЕ

Согласно легендам эвенкийского народа, в древние времена не было земли, и все вокруг было занято водой. Тогда бог попросил птицу гагару: «Нырни под воду, может быть, землю найдешь!». Три дня птица находилась под водой, а когда вынырнула, то в ее клюве был маленький комочек земли. Птица взлетела и положила этот кусочек на высокое место, чтобы разлившаяся вода не смогла его затопить. Потом нырнула снова, достала камень и придавила им землю, чтобы она не рассыпалась. Суша стала расти и расширяться, становилась все больше. Тогда птица махнула крылом – и появилось солнце. Солнечные лучи быстро высушили землю, и она стала пригодной для жизни. Поэтому эвенки стали изображать эту птицу и все, что с ней связано, на разных предметах. Например, на каптурге – кисете для табака. Это была популярная вещь для того времени, ведь мужчины и женщины курили табак с детских лет.

22_03istoria2

Маленькие сумочки изготавливали из тонко выделанной оленьей кожи – ровдуги. Она была тоньше обычной замши и лишенная всего ворса. Кроме этого, в 19 веке эвенки начали использовать при изготовлении кисета ткани неброских цветов. Они подбирались очень органично, и каждый цвет носил определенное значение. Черный – земля, красный – огонь и солнце, бирюзовый – вода. Каптургу украшали кисточками из тонкой кожи и маленьким карманом, куда можно было сложить трут (мох или шерсть), кремень и стальной брусок огнива.

– Это целое искусство – высекать огонь, при этом держа кусочек мха. Когда на него попадала искра, он сразу загорался. Таким образом подкуривали трубку, – отмечает Любовь Левитина.

Эвенки вышивали на ткани образы, которые видели вокруг. Так, стежки из белого подшейного волоса оленя по бокам кисета символизировали следы животных на снегу, а изображение по центру – лапку гагары. Эту птицу живущие возле Байкала и других водоемов эвенки считали своим прародителем. Кроме гагары, оленные эвенкиорочоны изображали на предметах и другое, не менее важное для этого народа животное – оленя. Он служил пропитанием в виде молока и мяса, транспортом, материалом для изготовления одежды и жилища.

22_03istoria3

«НЕТ ОЛЕНЯ – НЕТ ЭВЕНКА»

Так, эвенки изготавливали из шкуры оленя и обувь. Экспонат, представленный в Музее природы, – детские сапожки башмаковидного типа с подошвой из толстой дымленной кожи.

– Вся обувь у эвенков была на мягкой подошве, хотя они шли по тайге. Скорее всего, во время охоты им нужно было идти тихо. В том числе из-за того, чтобы не тревожить духов. Распространенная практика, когда охотники очень весело и шумно шли в одну сторону, затихали, тихонько поворачивались и шли в нужном направлении. Можно сказать, дезориентировали духов, – рассказывает хранительница.
Оленья шкура легко поддается обработке, так как имеет не очень толстую структуру. Трубчатый волос хорошо снимается. К слову, олений мех считается очень теплым, но недолговечным. Это происходит из-за того, что каждый волосок наполнен воздухом. Когда они прилегают друг к другу, создается теплоизоляционная подушка. Поэтому олений мех был так популярен для северного кочевого народа.

“Ариг Ус”