Архивы автора: admin

Курумканцы принимают эстафету “Эвенкийского нимнгакана”

Эвенкийский язык , красивый и мелодичный, древний и бесконечно родной… 19 октября на сцене сельского Дома культуры в с Улюнхан будет звучать эвенкийская речь. Третий Республиканский фестиваль – конкурс “Эвенкийский нимнгакан”  начинается… Первыми его принимают Курумканцы.  Надо сказать репертуар интересный. На первом туре конкурса будет представлено пять постановок:

1. Курумканский народный театр. Музыкально-пластический спектакль «Асаткан» на эвенкийском языке

2 Драматическая студия «Гулувун» Дыренского сельского дома культуры Театрализованная постановка «Сулаки, амакачи» на эвенкийском языке

3 Драматическая студия «Эвин» МБОУ ДО «Эвенкийский центр «Юктэ» постановка  «Ангадякан-да бега» на эвенкийском языке

4 Драматическая студия «Одё» МБОУ ДО «Эвенкийский центр развития творчества «Давдын» постановка «Эда амикан тугэнивэн авки?» » на эвенкийском языке

5 Детская драматическая студия «Алтан булаг» Улюнханского сельского дома культуры постановка  «Сугсиллэ» на эвенкийском языке.

Организатор фестиваля АУК ГРЦЭК “Арун”  с удовлетворением отмечает, что муниципальное образование “Курумканский район” со всей ответственностью подходит к проведению Первого тура. С Улан-Удэ выезжает компетентное жюри в составе представителей АУК ГРЦЭК “Арун”, министерства образования и науки РБ,  представители СМИ.

Конкурс пройдет в с Улюнхан, самом северном поселении. Здесь традиционно живут эвенки – мурчены. Эвенкийский язык к сожалению не так востребован как раньше, он постепенно выходит из употребления, забывается. Данный фестиваль призван пробудить интерес к родному языку, обратить внимание общественности к его возрождению, развитию и сохранению.

Прессimg_9729 img_9725 служба АУК ГРЦЭК “Арун”

 

img_9720

Утвержден  График проведения III Республиканского фестиваля конкурса «Эвенкийский нимнгакан-2017» в Республике Бурятия.

                       Первый тур фестиваля в районах Республики Бурятия:

 1 Курумканский район – 19 октября

2.Баунтовский район        – 27  октября

3. Северобайкальский район – 11 ноябряimg_9725

                                      Второй тур в г Улан-Удэ

17 ноября Бурятский академический театр драмы им Хоца Намсараева.   Начало в 18-00

 img_9761img_9757

75 лет Виктору Степановичу Гончикову

%d0%b3%d0%be%d0%bd%d1%87%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2-%d1%87%d0%b8%d1%81%d1%82%d1%8b%d0%b9                                                       Виктору Степановичу                      Гончикову в 2017 году исполнилось бы 75 лет. Именно этой дате Центр Арун посвятил вокальный конкурс, который прошел в дни празднования праздника Больдёр в Курумкане. Этому событию посвящен очередной выпуск программы Улгур, который вы можете посмотреть на нашем сайте.

p6174549_thumb

Центр “Арун” участвовал в закрытии фестиваля “Караван дружбы”

Финальное мероприятие фестиваля состоялось 2 сентября на площади Революции. Участвовали представители всех национально-культурных объединений народов, населяющих Бурятию. В их числе были государственный центр эвенкийской культуры «Арун» и национально-культурная автономия эвенков Республики Бурятия. От участников выступили творческие коллективы, также прошли выставки предметов национальной культуры и национальной кухни.

dsc00153_thumb

Напомним, республиканский фестиваль этнических культур «Караван дружбы» стартовал в Бурятии в начале лета 2017 года. Цель фестиваля – развитие и популяризации национальных традиций и культур народов Бурятии, а также содействия межэтническому сотрудничеству. Отметим, всего в  республике проживают представители более 160 национальностей.

dsc00241_thumb

– Идея «Каравана дружбы» – на национальном празднике одного народа всегда присутствуют представители другого этноса, которые поздравляют их. Хочу вспомнить наш праздник «Больдер», где присутствовали и поздравили нас представители татарского культурного центра. А на Сурхарбане центр «Арун» сделал подарок от лица эвенков Бурятии. На  «Байкальском хороводе» на фестивале, посвященном русской культуре  тоже выступали представители иных народов, – говорит директор центра «Арун» Надежда Шеметова.

dsc00236_thumb

От центра «Арун» на концертном мероприятии выступали детский ансамбль «Дылачакан» и молодёжный ансамбль «Гулувун».

dsc00181_thumb

Что касается НКА эвенков РБ, они представили масштабную экспозицию с эвенкийским чумом, идолом-Чичипканом, пейзажами тайги. Были выставлены эвенкийские коврики-кумаланы, прочие сувениры из меха, сами устроители выставки одели национальные костюмы оленных эвенков-орочонов.

img_5644_thumb

Участвовали и другие национально-культурные объединения  народов, проживающих на территории Бурятии. Посетители могли знакомиться с национальными костюмами различных народов, образцами их творчества, дегустировать национальные блюда. Также проводились игры, мастер-классы по изготовлению поделок.

img_5621_thumb

– Мы понимаем, что живем в условиях глобализации, когда народы и культуры перемешиваются. И, конечно, когда люди знают культуру народов, проживающих рядом – это очень важно. Такие мероприятия являются площадкой, где можно показать свою культуру, традиции, кухню, рассказать о работе своего центра, может быть набраться новых идей или обрести единомышленников. И конечно, люди, которые здесь участвуют, понимаю, что работают не только на свою этническую культуру, но и на сохранение мира и добрых традиций взаимопонимания между народами нашей республики, – прокомментировал председатель комитета правительства Бурятии по межнациональным отношениям Михаил Харитонов.

«Караван дружбы» произвел очень хорошее впечатление на главу Гильдии межэтнической журналистики России Маргариту Лянге, посетившую Улан-Удэ 1-2 сентября по вопросам гармонизации межэтнических отношений в национальных субъектах РФ.

Фотодневник Байкальского аргиша 2017

img_2869_thumb img_2859_thumb img_2775_thumb img_2774_thumb img_2704_thumb img_2662_thumb img_2645_thumb img_2601_thumb img_2568_thumb img_2552_thumb img_2532_thumb img_2530_thumb img_2474_thumb img_2461_thumb img_2424_thumb img_2413_thumb img_2404_thumb img_2399_thumb img_2396_thumb img_2342_thumb img_2245_thumb img_2228_thumb img_2058_thumb

Инородческие полки Забайкальских казаков. Буряты и тунгусы

Не злы так волки и собаки,
Как злы тунгусские казаки… 

fc8f3a1d651e

К середине 18 века Забайкалье настигла беда: охранять границу было некому. Военных действий с Китаем не было и не предвиделось, а границу с целью грабежа постоянно пересекали шайки монголов. Грабили всех: бурят, тунгусов и русских крестьян. Казаки же были распределены в городах и поселениях. А граница была, ни много ни мало, а целых две тысячи верст! Поэтому пограничный вопрос стоял очень остро и актуально. С недавних пор городовых казаков стали посылать командировочными партиями на охрану границ. Но посудите сами: что значит 500 казаков на две тысячи верст?

Кроме того, в 1756 году стал строиться второй Нерчинский завод — Уровский, гораздо ближе к границе, а значит, подверженный набегам шаек монголов. А тут дело касалось уже не личного имущества крестьян, а казенного серебра. На заводе были только два взвода солдат, несших караульную службу по охране каторжников и добытого серебра. Поэтому активной силой они быть никак не могли.
Учитывая все это, в 1760 году принимается решение сформировать из местных тунгусов пятисотенную команду.
Вернемся немного в прошлое и посмотрим, почему же было принято такое решение: пограничную стражу и военную силу увеличивать не только за счет присылаемых казаков и солдат, но и из числа местного населения.
В середине 17 века, когда Россия только-только стала появляться в Забайкалье и ставить остроги, влиятельный тунгусский князь Гантимур с подчиненными родами перешел в подданство Московского Государя, чем сильно укрепил позиции русских в этом регионе. Кроме того, Гантимур и его сын пожелали принять православную веру, что и произошло в 1684 году. Ганитмуру при крещении было дано имя Петр, а его сыну – Павел. Фамилия им была оставлена Гантимуровы, что породило великий и знатный род Гантимуровых – князей, казаков и других преданных России ее забайкальских сынов. Сам же он со своим сыном после принятия Православия был приглашен в Москву, но по дороге умер от болезни. А его сыну было пожаловано московское дворянство.
Получив мощную поддержку от тунгусов и пользуясь их лояльностью, московское правительство решило использовать это обстоятельство во свое благо. И определило тунгусов вместе с казаками к охране установленной границы. К охране границы в такой же степени определены и другие местные народы – буряты. Ниже приводится копия таблицы, которая показывает распределение нерчинских тунгусов по границе от 1727 года.

%d1%81%d1%85%d0%b5%d0%bc%d0%b0-1

В обязанность рода входило полностью отвечать за предоставленный участок границы: пресекать попытки угона скота, контрабандной торговли и проникновения вооруженных разбойничьих отрядов. Кроме того, в 1756 году формируется подвижной резерв из двух конных команд, численностю каждая от 100 до 150 человек. В эти команды входят как казаки, так и инородцы. Таким образом мы видим, что с самого начала появления русских в Забайкалье, их быт и служба неразрывно связаны с местным населением.
К 1758 году охрана границы была распределена среди тунгусов следующим образом:

%d1%81%d1%85%d0%b5%d0%bc%d0%b0-2

В 1858 году Нерчинская военная канцелярия получила приказ собрать все тунгусские роды для выбора уполномоченным лицом вместе с князем Гантимуровым (тунгусский дворянин по Московскому списку) «пятьсот доброконных тунгусов». На сборных пунктах тунгусам зачитывали Указ Сената от 17 октября 1760 года и вызывали охотников. Выбранные тунгусы освобождались от уплаты ясака и навечно записывались в казачье сословие. Отныне предполагалось, что выбранные семьи будут укомплектовывать на постоянной основе это воинское соединение. Выбранные тунгусы были приведены к присяге на верность службе (некрещеные целовали ружье, а крещеные – по христианскому обряду). Для несения службы, обязали все рода обеспечить новообращенных казаков конем и добрым оружием: луком и стрелами (надо сказать, что хороший боевой лук стоил подчас дороже огнестрельного ружья, обладал дальнобойностью и высокой пробивной силою). Отныне официальным вооружением тунгусского полка был лук и комплект стрел в 60 штук. Огнестрельное и холодное оружие предполагалось приобретать по желанию и за свой счет. Из набранных казаков 450 тут же были распределены по пограничным караулам, а 50 были оставлены в подвижном резерве. Жалование положили из государевой казны в размере 6 рублей в год, которое выплачивалось три раза по два рубля. Командиром полка был поставлен тунгусский дворянин Павел Гантимуров.
По отзывам бывшего Сибирского губернатора Мятлева и других лиц, Нерчинские тунгусы были храбрейшими из всех Сибирских инородцев, почему их по примеру Тобольских татар и привлекали к несению воинской повинности. В честь признания тунгусских казаков равными по статусу и званию с русскими казаками, Сенат 26 марта 1762 года распорядился выковать на Тульском заводе сабли для казаков-тунгусов за государственный счет.
Этим и завершилось формирование тунгусского казачьего полка, который вместе с Нерчинскими конными казаками и продолжил службу в качестве Забайкальской пограничной стражи. Полк просуществовал ровно 90 лет, до 1851 года, до образования Забайкальского Казачьего Войска, когда он влился во вновь образованные полки, наряду с русскими казаками.
Но несмотря на увеличение пограничной стражи, этого количества все же не хватало. «Тамошнему месту против китайцев довольно обороны иметь не можно» — так значилось в донесении Военному министру. Исходя из этого, начинается формирование с 1764 года начинается формирование 4-х бурятских полков из Селенгинских бурят, общей численностью в 2400 казаков. 4 июля 1764 года соответствующий Указ был составлен Сенатом и получен Военной Коллегией к исполнению.
Селенгинские буряты назначались в полки так же исключительно на добровольной основе. Благодаря почти поголовному желанию бурят вступить в казачье сословие, принимались только те, у кого не числилось недоимок по уплате ясака и только те, семьи которых имели лошадей. После организационной части, 4 ноября 1764 года в Сенат было доложено, что бурятские казачьи полки сформированы и приступили к охране границы.
В последствии формирование полков по национальному принципу было отменено и соблюдалось территориальное, в результате чего буряты, тунгусы и русские казаки составляли единый личный состав полков.
История подтвердила храбрость и отвагу наших братьев-инородцев, в Первую Мировую войну они с честью и достоинством носили желтые лампасы, наряду с русскими казаками.
Как пример можно привести заметку из журнала “ЗАРЯ”, 24 января 1916 г.
Молодое сравнительно забайкальское казачество с честью оспаривает у лихих донцов первенство в делах воинской доблести. В забайкальских полках за время нынешней войны появилась не одна сотня георгиевских кавалеров, честно заслуживших в боях свой почетный крест.
Вот как свидетельствует об исключительном подвиге одного из этих героев его сотенный командир, подъесаул Т.:
“Разъезд казачьего полка, под командой прапорщика А., был окружен курдами. В то время как окруженный разъезд бился с курдами, казаки Созон Тынжиев и Петр Логинов отстали позади, так как их лошади от усталости отказались дальше идти. Отставшие были замечены курдами. От курдской банды отделилась группа человек в пятнадцать, помчавшихся наперерез пробиравшимся к своим казакам.
В происшедшей неравной схватке Логинов сразу же был убит, и Созон Тынжиев остался один против пятнадцати свежих, не истомленных ни долгим походом, ни боем врагов. Видя безвыходность своего положения, Тынжиев залег за придорожный камень, решив как можно дороже продать свою жизнь. И начался беспримерный расстрел курдов: каждый башибузук, осмеливавшийся приблизиться к герою-казаку, с изумительной точностью получал в лоб очередную пулю. Убив одиннадцать курдов, Тынжиев подпустил двенадцатого вплотную к себе, и, внезапно набросившись на него, заколол шашкой, отобрал у убитого коня, захватил по пути другого коня и ускакал к разъезду, где также заканчивали дело. Остальные три курда благоразумно пустились наутек, не решившись продолжать этот “неравный” бой.
Командир полка, войсковой старшина В., представил Созона Тынжиева к награждению георгиевским крестом 4-й степени, произвел его в приказание и наградил 15 рублями, – по числу убитых им курдов”.

В статье использованы материалы из 3-х томника “Забайкальские казаки” А. Васильева, типография Войскового Хозяйственного Правления ЗКВ, г. Чита 1918г.

Центр «Арун» рассказал гостям Бурятии о культуре эвенков

Ознакомительную экскурсию для специалистов Военно-Страховой компании  из различных регионов России провели 15 июля в эвенкийском комплексе Этнографического музея народов  Забайкалья. Гости увидели реконструкцию шаманского обряда, осмотрели национальные жилища-чумы, предметы быта, увидели демонстрацию реконструированного эвенкийского костюма, полюбовались народными танцами эвенков, услышали эвенкийские песни, народные и современные.

img_0460_thumb
Вначале, ступив на территорию комплекса, гости проходили ритуал очищения через идол Чичипкан. Человек должен был перешагнуть через горящий костер, затем протиснуться между расщепленных «ног» идола, после этого женщины в эвенкийских костюмах обмахивали его ветвями.

img_0626_thumb

Директор центра «Арун» Надежда Шеметова лично водила туристов по территории центра, показывая экспозицию, рассказывая о верованиях эвенков, о строении и украшениях костюма оленного эвенка-орочона. Сам костюм посетители могли наблюдать воочию, на аниматоре – активисте общественной организации «Китой».
– Строение эвенкийского костюма восходит к древним временам, когда люди носили шкуры. Большая шкура служила накидкой, не прикрытое ею место на груди завешивали шкурой более мелкого животного. Со временем накидка превратилась в эвенкийскую куртку из замши, а малая шкура – в нагрудник. Длинная шерстяная бахрома, свисающая с плеч, служила не украшением, а защитой одежды от дождя, подобные элементы есть и в традиционных одеждах североамериканских индейцев, – рассказывала Надежда Шеметова.

img_0520_thumb
По завершении экскурсии девушки в эвенкийских нарядах исполняли перед гостями танец под пение народной песни вокалистками ансамбля «Гулувун». Отдельно перед гостями выступила Ирина Арьяева, солистка ансамбля «Дылачакан», исполняя песню на родном языке. Потом для желающих устраивали хоровод-ёхор, показывали коврики-кумаланы и другие предметы быта в выставочном чуме.

img_0545_thumb
Гости не остались равнодушными к культуре эвенков, фотографируясь с аниматорами в эвенкийских костюмах на память, задавая различные вопросы. Но наиболее активный интерес проявил, как ни странно, приезжий из Якутии, а не москвичи.
– Эвенкийская культура еще слишком малоизвестна в нашей стране, рассказать о ней, наша цель, – отметила Надежда Шеметова.

Молебен в честь эвенкийского князя Гантимура прошел в Улан-Удэ

Мероприятие состоялось 8 июня с 9:40 в Одигитриевском соборе. Молебен был посвящен памяти перешедшего в русское подданство эвенкийского князя Гантимура и его сына Катаная, принявших в крещении имена Петр и Павел. Князь Гантимур знаменит тем, что благодаря его переходу в 1667 году из китайского подданства территория России приросла землями нынешних Забайкальского края и Амурской области. Молебен заказал государственный эвенкийский культурный центр «Арун», согласовав лично с митрополитом Улан-Удэ и Бурятии Савватием.

img_0405_thumb

– В этом году исполняется 350 лет, как эвенкийский князь Гантимур сделал выбор в пользу России. Он внес огромный вклад в приращение российского государства новыми территориями. Сейчас столь значимая историческая фигура незаслуженно забыта, и цель нашего молебна – привлечь к нему внимание общественности Бурятии, – говорит директор центра «Арун» Надежда Шеметова.

img_0424_thumb

Отметим, владения князя Гантимура, по некоторым данным, охватывали и территорию Баунтовского района, поэтому для Бурятии это не чужой исторический персонаж. На молебне в его честь присутствовал уполномоченный Народного Хурала республики по правам коренных малочисленных народов Севера Сергей Берельтуев, известный забайкальский писатель-краевед Елена Куренная, глава национально-культурной автономии эвенков Бурятии Мария Бадмаева, представители бурятского казачества. Отметим, незадолго до молебна, 7 июля в Улан-Удэ прошла научно-практическая конференция о князе Гантимуре, а с 5 по 6 июля в Энхалуке проходил эвенкийский молодежный фестиваль «Байкальский Аргиш», тоже тематически посвященный этой исторической личности. Отметим, эвенкийские культурные объединения готовят инициативы по увековечиванию в Бурятии князя Гантимура мемориалом или памятным знаком.

Эвенки Бурятии провели научную конференцию о князе Гантимуре

Научно-практическая межрегиональная конференция «350 лет принятия русского подданства эвенкийскими родами под предводительством князя Гантимура как детерминанта в сохранении и развитии историко-культурного развития эвенков» состоялась 7 июля в Этнографическом музее Бурятии. Организатором выступил государственный центр эвенкийской культуры «Арун», участие принял министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков, директор Государственного архива Республики Бурятия Бутит Жалсанова, прибыли представители разных регионов исторического проживания эвенков – Забайкалья, Красноярского края, Якутии, Хабаровского края, казачества Республики Бурятия, представители науки, общественности и СМИ.

19883679_1991953751039169_179688558_n

Князь Гантимур

На конференции подняли вопросы вклада Гантимура в расширение российского государства, этнической принадлежности князя, а также необходимость каким-то образом увековечить в Бурятии столь выдающуюся историческую фигуру. Выступления участников затрагивали историю формирования тунгусского казачества, права и порядок самоуправления эвенков в подданстве России, историю рода тунгусских князей Гантимуровых и их усадьбы в Урульге, были и доклады по различным аспектам эвенкийской культуры.
Согласно историческим данным, князь Гантимур — в 17-м веке правитель обширной территории в восточной Сибири, охватывающей нынешний Забайкальский край и частично Бурятию и Амурскую область. Происходил из эвенкийского рода Баягир. Был родственником и вассалом китайского императора, после разногласий с которым в 1667 году перешел в подданство России, хотя был послан им уничтожить Кумарский острог на Амуре. В 1685 году был крещен в Нерчинске под именем Петра, его старший сын Катанай – под именем Павла. Князь Гантимур стал основателем дворянского рода Гантимуровых, его войско преобразовали в Тунгусский пятисотенный казачий полк.

Т.Г. Цыбиков и Н.Е. Шеметова

Т.Г. Цыбиков и Н.Е. Шеметова

— Личность князя Гантимура, безусловно, выдающаяся не только в истории эвенков, но и истории Российского государства. Из инородцев только тунгусский князь Гантимур был удостоен титула по московскому списку, и больше никто не обладал столь высоким титулом, который передавался по прямой линии. Но хотя мы и знаем об этой исторической  личности, она по-прежнему покрыта ореолом тайны, и нам предстоит очень большая исследовательская работа, — заявил Тимур Цыбиков.
Министр отметил, что дата 350-летия перехода Гантимура в российское подданство не получила достойного масштаба празднования, хотя очень значима в истории нашего государства. Он пожелал, чтоб мероприятие стало толчком-основанием регулярно отмечать эту юбилейную дату, на федеральном уровне. Тимур Цыбиков отметил, что именно центр «Арун» проявил инициативу отметить 350-летия перехода в русское подданство эвенкийских родов, вассальных князю Гантимуру. Эти рода, такие как Вэкарой, Баликагир и Челкагир в настоящее время проживают в Курумканском, Баргузинском и Северобайкальском районах Бурятии.
Важным вопросом, поднятым участниками конференции, стали споры исследователей об этнической принадлежности князя Гантимура. Председатель национально-культурной автономии эвенков Бурятии Мария Бадмаева выразила недовольство попытками отдельных бурятских историков записать его в монголы, как и целые эвенкийские рода. Отметим, в Забайкальском крае недавно прошла конференция, участники которой стремились доказать, что ононские хамниганы – монгольское племя, что вызвало возмущение эвенков Бурятии. «Мы должны восстановить историческую справедливость!» – негодовала Мария Бадмаева. Директор республиканского госархива Бутит Жалсанова подтвердила, что в старинных документах, в том числе и заверенных лично Гантимуром, князь фигурирует именно как тунгус. Краевед Елена Куренная, много лет изучавшая историю эвенков, отметила, что имя князя традиционно пытаются толковать на тюрко-монгольский лад, выделяя корни «хан» и «тумэр» («железо»), но на самом деле оно эвенкийское.
— Все это много крутили-вертели, а меня всегда интересовало, как же Гантимура назвали родители. Оказывается, в источниках сохранилась тунгусская транскрипция его имени латинскими буквами. Пишется так: «кан-та-мур». «Кан» — на эвенкийском означает «царский», «та» — «устье», «мур» — «воды». Получается «царский на устье вод», — рассказала Елена Куренная.

Елена Куренная

Елена Куренная

Директор центра «Арун» Надежда Шеметова обратила внимание, что воины, изображенные на родовом гербе князя со старинной китайской гравюры, одеты в традиционный костюм «оленного» эвенка. Это дополнительное свидетельство эвенкийского происхождения Гантимура.
Надежда Шеметова также выразила сожаление, что многие люди только сейчас узнают имя Гантимура. Схожее мнение высказал Тимур Цыбиков, отметив, что широкой популяризации личности Гантимура не происходило ни в советские годы, ни в последующие. По словам уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера при Народном Хурале республики Сергея Берельтуева, учителя истории, в школьных учебниках о князе Гантимуре странным образом не упоминается ни словом.

Мария Бадмаева

Мария Бадмаева

Представитель общественной организации по поддержке коренных народов Сибири «Китой» выразил недоумение, что в Бурятии многие вехи дореволюционного периода истории словно не рассматриваются вообще. Но жители Бурятии должны знать столь выдающуюся историческую личность.
— Каждый народ должен иметь своих героев, иметь великие даты в истории, духовно чувствовать принадлежность к великим свершениям, это необходимо для морального здоровья этноса — считает Надежда Шеметова.
Учитывая заслуги князя Гантимура в деле расширения российского государства, участники конференции отметили необходимость почтить в Бурятии его памятным знаком, будь то скульптурная композиция или мемориальная доска. Эту идею поддержал товарищ атамана окружного казачьего общества РБ «Верхнеудинское» Борис Цыбенов, одобрил и министр культуры Бурятии.
— Личность Гантимура может выступить объединяющим символом, который обозначит роль и значение эвенкийского народа в многонациональной палитре нашей страны, а также консолидирует русских, бурят и эвенков, проживающих на нашей земле, — заявил Тимур Цыбиков.
Можно добавить, что за день до конференции центр «Арун» провел на Байкале молодежный лагерь «Байкальский Аргиш», где молодым эвенкам читали лекцию о князе Гантимуре, а 8 июля в Одигитриевском соборе Улан-Удэ в память Гантимура и его сына Катаная состоялся поминальный молебен. Таким образом, имя князя Гантимура в Бурятии начинает выходить из длительного забвения, и со временем будет почитаться сообразно его историческим заслугам.