Архив автора: admin

“Эвенки. Краски таёжного мира-2020″. Номинация «Изделие ручной работы из меха и кожи (Эвенкийский кумалан)»

%d1%88%d0%b0%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%ba%d0%b0_thumb
АУК РБ ГРЦЭК “Арун” начинает выкладывать экспозицию работ, представленных на выставке-конкурсе “Эвенки. Краски таёжного мира-2020″. Первыми мы решили разместить работы номинации «Изделие ручной работы из меха и кожи (Эвенкийский кумалан)».
Отметим, в этой номинации гран-при конкурса получила мастер из Баунтовского эвенкийского района Баранова Туяна Григорьевна.
%d0%b1%d0%b0%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bd-%d0%bf%d1%80%d0%b8_thumb

«Рыбачим, охотимся. Тем и живем…» – иркутские эвенки

img_3337

Старейшая национальная община Приангарья отметила 30-летие

 Ну вот, теперь можно в дорогу отправляться, – председатель Хандинской эвенкийской общины Зоя Джуракулова вынимает из чехла охотничий карабин и аккуратно устраивает его в кузове вездехода.

По бездорожью и болотам мы едем в отдаленную деревню Казачинско-Ленского района – Вершина Ханды, чтобы узнать, как сегодня живут эвенки.

img_3325

Дорога на Ханду

Ружье в дороге – вещь не лишняя, трассу на Вершину Ханды облюбовали медведи.

От поселка Магистрального едем на автомобиле до местности, которая незатейливо называется «Конец отсыпки».

Здесь предстоит пересесть на каракат. Этой техникой, купленной в 2017 году для охотников, пользуется вся община.

Водитель караката Анатолий Антипин – в прошлом пожарный-десантник. Сейчас работает в Ханде дизелистом. Анатолий суров и немногословен, как истинный тунгус.

На месте транзита построена стоянка – навес и стол. Рядом – дерево с привязанными к нему ритуальными ленточками.

– Оставь ленточку или монетку. Надо бабушке обязательно подношение сделать, чтобы дорога благополучно прошла, – советует Зоя Джуракулова.

«Бабушка» – дух местности. Эвенк ни за что не проедет мимо, не совершив символический обряд поклонения.

Перегружаем вещи в каракат, трогаемся. Дорога – сплошной скальник. Ветер забрасывает в кузов караката желтые листья. Отчетливо тянет дымом.

– На Небеле горит, вчера такого дыма не было, – озабоченно говорит Зоя.

Пожар – бич тайги, уничтоживший гектары кедрача.

Лес, раскинувшийся по обе стороны дороги, словно сошел с картин художника Билибина. На обочине синеет ягода голубика. Высокие кедры поверху словно охвачены пламенем.

 Желтые ветви – признак болезни. Чем болеет дерево, неизвестно, никто не изучал, – вздыхает Зоя.

Раньше, до эры вездеходов, жители Вершины Ханды ходили в Магистральный пешком. Самые выносливые преодолевали расстояние до цивилизации за 12 часов.

Последняя остановка перед деревней – местное кладбище. Оно не огорожено. На могилах растет брусника. Памятники стоят чуть ли не на дороге. На фотографиях – сплошь молодые лица.

Раньше эвенки хоронили своих умерших на деревьях, завернув их в звериные шкуры. Эти погребения давно ушли в прошлое.

Дорогу перебегает белка с шишкой в зубах. Вершина Ханды открывается внезапно, за ближайшим поворотом. Расстояние в 40 км мы преодолели за три часа.

1

От кочевья к оседлости

В единственной национальной деревне постоянно проживают несколько охотников. Их семьи выехали в поселки Казачинское, Улькан и Магистральный. Женщины нянчат внуков, молодежь работает в офисах и на производстве.

История эвенков Ханды насчитывает более трех столетий. В погоне за «мягкой рухлядью» – соболями и чернобуркой – русские «промышленные люди» в начале XVII столетия проникли в обширные таежные пространства между Енисеем и Леной, где встретили «оленный народ» – тунгусов.

Русские крестьяне и зверовщики осваивали приречные долины рек Лены и Киренги, а тунгусы, основным хозяйством которых оставались охота на сохатых, оленей, рыбалка и вьючное оленеводство, кочевали по горно-таежным водоразделам Лены-Киренги.

В XVIII веке тунгусы рода Нюрумняль, Синигир, Тангалазир с семьями оказались в Верхне-Ленском регионе. Переселение, длившееся несколько десятилетий, не прошло бесследно. Род Нюрумняль стал произноситься как Журумжаль-Джерандоль, Синигиры стали называть себя родом Чинагир. В XIX веке родовые прозвища стали фамилиями.

– Поныне распространенные фамилии хандинских эвенков – Жерандоевы, Чинагины. Представители рода Тангалаир – переводится как «косолапые» – стали носить фамилию Чертовских, – рассказывает Зоя Джуракулова.

В середине 30-х годов прошлого века эвенки перешли на оседлый образ жизни. Хандинская группа полностью сосредоточилась в Ханде и выселках Дивиткан и Нетопыри. Быстрому переводу на оседлость способствовало сокращение кормовой базы, охотничьих угодий, были ликвидированы последние олени. Так был потерян целый пласт национальной культуры.

В советские времена эвенки занимались охотой и рыбалкой, сдавали государству пушнину, мясо, рыбу. Здесь работал крупный коопзверопромхоз. Не стало предприятия, и эвенков поставили перед фактом – живите как хотите.

Сегодня эвенкийская община насчитывает 72 человека. Народность размыта, большинство эвенков – метисы. Ассимиляция коснулась каждой семьи.

Вершина Ханды всегда была небольшой. В лучшие времена здесь насчитывалось не более сотни жителей. Была когда-то в Ханде начальная школа, а старших детей размещали в райцентре Казачинское, в интернате.

Эвенкийский язык помнят немногие старики. Дети, уехавшие в райцентровский интернат на учебу, забывают его уже навсегда.

img_3546

Гостевой чум

Деревня встречает нас неправдоподобной тишиной. Даже охотничьи собаки, которых тут множество, не лают.

У домов – ни оград, ни палисадников, ни замков.

– Палочку поставил к двери и ушел по делам. Никто не зайдет – знают, что дома никого, – рассказывает местный житель Константин Казанов.

Вокруг раскинулся молодой подлесок. В 2011 году бор Стамикар, окружавший деревню, выгорел дотла, погибли обильные ягодники. Верховой пожар едва не смел саму деревню, которую вовремя успели опахать.

У каждого жилого дома в Ханде – свои мини-электростанция и техника – снегоходы «Буран», лодочные моторы.

Немногочисленные обитатели деревни выходят встречать прибывший каракат. Каждое новое лицо здесь – целое событие.

Мы проходим в гостевой чум. В чуме – посуда, деревянные нары и столы. На стене висит синий хадак – подарок шаманов из Бурятии.

Большинство домов в Ханде – пустые. На окнах висят старые занавески, между рамами видны мягкие игрушки. И от этой картины почему-то сжимается сердце.

Посреди деревни поставлен памятник погибшим на фронте воинам-хандинцам.

Рядом с домами – чумы, покрытые рубероидом. Местные их называют летниками. В чумах летом живут, готовят еду, коптят рыбу – щуку, окунь, сорожку.

Жители Вершины Ханды спокойны и приветливы.

– Ну, в дом заходите, – приглашает Константин Казанов.

Обстановка в домах, как и 50 лет назад – мебель советских времен и трогательные картинки на стенах. И лишь современные генераторы и спутниковые антенны напоминают, что на дворе XXI век.

Ивану Чертовских седьмой десяток лет. Он все еще ходит на охоту, собирает орехи и не поддается старости. Стеснительно рассказывает, что если бы не служба в армии в Чите, то он ничего, кроме своей Ханды, так бы и не увидел.

Иван показывает свое хозяйство. У крыльца лежит мелкая, словно слива, картошка.

 Вот мой урожай. 5 июля упал заморозок, картошка и отцвести не успела. С тех пор заморозки по ночам, – огорченно говорит хозяин.

Зимой в Ханде очень холодно. Прошлой зимой градусник опускался ниже минус 50. Минус 40 – это ни о чем, рассказывают охотники. А минус 30 – уже тепло.

Раньше женщины Ханды в парниках выращивали лук и морковь. Сейчас заниматься посадками некому.

На подворье Чертовских – несколько смирных охотничьих собак.

– Все собаки рабочие. Здесь не город, зря кормить не будут, – улыбается Иван.

Не так давно на него напал медведь, почти в самой деревне.

– Я сети шел проверять. Благо, собаки со мной были. Он подошел близко и ударил. Люди так не бьют, как он приложил. Два месяца я в больнице потом провалялся, – вспоминает Иван.

Об охоте мужики говорят так. Белку добывать невыгодно. Ее принимают по 70 рублей за шкурку. В основном бьют соболя. В прошлом году цена на пушнину серьезно упала. Чтобы оправдать затраты на боеприпасы, бензин и провизию и при этом заработать, охотнику в сезон надо выручить не менее 200 тыс. рублей. Но так не получается почти ни у кого, и охотники практически не имеют прибыли.

В деревне по нескольку часов работает дизель.

– Зрение мы в зимовьях потеряли. Жили при лучинке и керосиновой лампе. А сейчас смотри телевизор и шкурку обдирай, – рассказывает Константин Казанов.

К нашему разговору прислушивается Толя Корзинников. Он приехал в Ханду с таежной Орлинги. Жизнь Толю помотала основательно. Живет смирно, не озорует, помогает местным.

 Рыбачим, охотимся, тем и живем. Некуда мне ехать. Тут тихо, спокойно. Медведь, тайга и никаких соблазнов, – признается мужчина.

Медведь в Ханде – частый гость.

– У Вовки Жирандоева мишка на участке разобрал зимовье. У Ивана собак подавил. Я как-то жену встречал с черничника. Тут на нас вышел медведь-пестун и два медвежонка рядом. Они в августе свадьбовать начинают, лучше им не попадаться, – советует Константин Казанов.

Главный человек в тайге

– Охотник для нас – главный человек, – говорит Зоя Джуракулова.

Председатель общины снабжает охотников боеприпасами и снаряжением. На добычу соболя выделяют лицензии, промысел белки ведется без ограничений.

Переработки ореха и мяса нет – добывают немного. Пушнину мужики сдают перекупщикам из Иркутска.

 В том году шкурка соболя шла по 3200 рублей, потом цена упала совсем, – огорчается Иван Чертовских.

Ондатру охотники вообще не берут, мода на ондатровые шапки давно прошла.

– Сегодня в общине официально 14 охотников, – подсчитывает Зоя Джуракулова. – Молодежь охотиться разучилась, промысел – дело нелегкое. Мы собираемся купить гладкоствольное оружие, будут экзамены на безопасное владение.

На промысел ходят Виктор Казанов, Василий Городилов, Наталья Лопатникова с мужем Василием.

Хандинские охотники – наверное, последние, кто соблюдает таежные обычаи. Пришел в чужое зимовье, оставь продукты, наруби дров. Охотники устраивают в тайге солончаки, подкармливают животных.

На реке

Ближе к вечеру мы отправляемся на рыбалку – смотреть сети. На берегу реки Ханды – несколько деревянных самодельных лодок. Их делают из хорошей прямоствольной сосны, которой в близлежащей тайге почти не осталось.

Над узкой полоской реки гаснет вечернее солнце. Сама река давно заросла травой.

Иван Чертовских осторожно тянет сеть и весело напевает: «Рыбка плавает по дну, налейте рюмочку одну…» Однако Иван с молодости не пьет и другим не советует.

Собрав рыбку, возвращаемся в деревню. Внезапно накрывает сильный дождь. В гостевом чуме Зоя споро жарит добытую сорогу. На открытом огне поет закопченный чайник. У меня от дыма слезятся глаза. Местным же ничего – привыкли.

По вечерам окна пустых домов в Ханде мистически светятся. Надо давать нагрузку на дизель, оттого и горит свет в пустом жилье, поясняют местные.

 Расстрелянный онгон

Несколько лет назад в национальной общине произошел раскол. Причина – деньги, полученные от недропользователей.

– Бывшее руководство пыталось часть людей из общины исключить, дело дошло до суда. К тому же вскрылись факты нецелевого использования средств, – рассказывает Зоя Джуракулова.

Она – коренная эвенкийка, ее прадеды много веков кочевали по этим землям. Сама уезжала с малой родины, только чтобы окончить вуз. Поэтому хорошо знает, насколько тяжело живется ее соплеменникам. Сегодня Зоя Алексеевна работает акушером-гинекологом в районной больнице.

Человек она прямой и принципиальный.

– У самих эвенков угасает интерес к национальной культуре. Своих предков до последнего колена уже никто не знает, – сокрушается женщина.

Зоя рассказывает чудовищную историю – молодые охотники нашли близ таежного зимовья онгон и расстреляли его. Онгон – дух предка семьи или рода, его культовое изображение. Осквернить онгон – все равно что подписать смертный приговор себе и своему роду.

– Потребительское отношение к тайге сегодня, много браконьеров. Забывают люди традиции. Есть нимат – обычай взаимопомощи у тунгусских народов, предписывающий охотнику оставлять добычу или ее часть сородичам или соседям. Сегодня этот закон никто не соблюдает, разве что кто-то родне помогает, – вздыхает Джуракулова.

Последний шаман в Вершине Ханды умер в 1981 году. И некому сегодня наставить на путь истинный соплеменников.

img_3686

Самобытный островок

В хандинском клубе планируют провести ремонт. В прошлом году закупили кровельный материал, оббили стены сухой штукатуркой.

Традиции и обычаи предков пытается сохранить эвенкийский центр «Юктэ» в поселке Казачинское. Мастерицы шьют национальные костюмы, плетут изделия из бисера, развивают декоративно прикладное направление, участвуют в областных и региональных фестивалях народов Севера.

Женщины из «Юктэ» проводят выставки-ярмарки национального творчества, дегустацию блюд северной кухни, мастер-классы по ремеслам. Зрителей радуют концертами. В числе артистов – Нина Бобышева и Василина Митина.

Летом в Ханду едут молодежь и школьники. Недавно здесь прошел национальный праздник, посвященный 30-летию общины. Встретились земляки, вспомнили прошлое, послушали концерты, приняли участие в национальных забавах.

А еще в Ханде строится гостиница для туристов. Пока проект готов лишь наполовину.

– Я хочу, чтобы Ханда сохранилась как самобытный островок. Мы должны, как последние представители этого народа, донести до потомков наследие наших предков, – говорит Зоя Джуракулова. – Пусть даже мы станем голубоглазыми и белокожими, но пока называем себя эвенками – народ будет существовать. Исчезать мы точно не собираемся…

 Людмила Шагунова

Итоги выставки-конкурса «Эвенки. Краски таёжного мира-2020»

7-%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%bf%d0%be%d0%b7%d0%b8%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b9%d0%b1%d0%b8%d1%89%d0%b5_thumb

Протокол работы жюри Республиканской выставки  изделий эвенкийского декоративно-прикладного искусства «Эвенки. Краски таёжного мира-2020».

img_0217_thumb

Жюри в составе председателя  Эрдынеевой Саржаны Дашинимаевны, специалиста по декоративно-прикладному  искусству, заслуженного  работника культуры Республики Бурятия, Шеметовой Надежды Егоровны, директора республиканского Центра эвенкийской культуры «Арун», заслуженного  работника культуры Республики Бурятия, Бадмаевой Марии Бодоуловны, председателя национально-культурной Автономии эвенков, заслуженного работника образования Республики Бурятия, просмотрев конкурсную программу,  решило присвоить следующие места:

Номинация «Изделие ручной работы из меха и кожи (Эвенкийский кумалан)»:

1-е место – Баранова Туяна Григорьевна,            МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел», Баунтовский район;

2-е место – Раднаева Антонина Валерьевна, эвенкийский центр «Синильга», Северо-Байкальский район;

3-е место – Будаева Елизавета Баировна, эвенкийский центр «Юктэ» Курумканский район;

Номинация «Декоративное панно крупной формы»:

1-е место – Юндунова Наталья Викторовна, МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел», Баунтовский район;

2-е место – Степанова Марина Сергеевна, эвенкийский центр «Давдын», Курумканский район;

3-е место – Баранова Туяна Григорьевна,            МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел», Баунтовский район;

Номинация «За инновации в использовании материалов» – Эрдынеева Оюна Баторова, МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел», Баунтовский район;

Номинация «За воплощение традиционных образов» – Базарова Вера Дамбаевна, МБУК «Усть-Джилиндинский СДК», Баунтовский район;

%d0%be%d0%bb%d0%bb%d0%be_thumb

Номинация «Сувениры, в т. ч. декоративное панно малой формы»:

1-е место – Раднаева Марина Батуевна, эвенкийский центр «Давдын», Курумканский район;

2-е место – Баранова Туяна Григорьевна, МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел», Баунтовский район; Будаева Елизавета Баировна, эвенкийский центр «Юктэ», Курумканский район;

3-е место – Степанова Елена Сергеевна, Степанова Марина Сергеевна, эвенкийский центр «Давдын» Курумканский район;

Номинация «Народная кукла» – Цыренжапова Екатерина Ивановна, МБУК «Россошинский СДК», Баунтовский район;

Номинация «За образное решение» – Миронова Антонина Ивановна,           МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел», Баунтовский район;

Номинация «Национальная одежда»:

Номинация «Стилизованный национальный костюм» – Загулова Елена Цыреновна, Раднаева Антонина Валерьевна, Писарчук Надежда Сергеевна, эвенкийский центр «Синильга», Северобайкальский район;

Номинация «Традиционный костюм» – Юндунова Наталья Викторовна, МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел», Баунтовский район;

Номинация «Аксессуары»:

1-е место – Будаева Елизавета Баировна, эвенкийский центр «Юктэ», Курумканский район;

2-е место – Намсараева Туяна Цырендоржиевна, Загулова Елена Цыреновна, эвенкийский центр «Синильга», Северобайкальский район;

3-е место – Степанова Марина Сергеевна, Баханова Татьяна Сергеевна, эвенкийский центр «Давдын», Курумканский район;

Номинация «За лучшее колористическое решение» – Маланова Галина Александровна, МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел», Баунтовский район;

Номинация «За самобытность» – Алексеева  Олеся Александровна, Найканчина Тамара Федоровна, семейно-родовая эвенкийская община «Сури», Баунтовский район;

Номинация «За единое стилевое решение» – Писарчук Надежда Сергеевна,            эвенкийский центр «Синильга», Северо-Байкальский район;

Среди детей:

1-е место – Кубрикова Кристина, эвенкийский центр «Синильга», Северо-Байкальский район;

2-е место – Писарчук Виктория, эвенкийский центр «Синильга» Северо-Байкальский район;

3-е место – Давыдова Ольга, Черноева Карина,  эвенкийский центр «Синильга», Северо-Байкальский район;

Министр культуры Бурятии – о северобайкальских эвенках

119024308_10217754025743429_4702042967888282454_o_thumb

Министр культуры Республики Бурятия Соелма Дагаева посетила эвенкийский центр “Синильга” во время поездки в Северо-Байкальский район, и поделилась в соцсетях впечатлениями об этом.

На войне, во вторую мировую, эвенков брали снайперами. Часами, сутками выслеживать врага, быть незаметным, затем точно попасть, – природный охотничий ген послужил на общую Победу.

119141803_10217754028583500_5980656409150833362_o_thumb
На фронт с Северобайкальского района ушло 81 эвенкийских бойцов, вернулось 11 человек. В музее Нижнеангарска воинам-эвенкам посвящена отдельная экспозиция.

119166277_10217754028343494_7023040222099908030_o_thumb
В городе действует Центр Эвенкийской культуры “Синильга” возглавляет Наталья Николаевна Малахова. Поставить на ноги работу помог наш центр “Арун”, подведомственное учреждение Министерства Культуры РБ. Приятно было услышать добрые слова в их адрес.

118987634_10217754026663452_2833316415767087566_o_thumb

При центре небольшой туристический уголок. Сильная энергетика руководителя Натальи Николаевны наполняет его интересными играми, легендами. Здесь объединяются мастера, создают уникальные вещи.

119115865_10217754026383445_5479606476663588520_o

Соелма Дагаева – пост в Facebook

Выставка конкурс “Эвенки. Краски таёжного мира” выявил в Бурятии лучшего мастера народных ремесел

%d0%b1%d0%b0%d0%b3%d0%b4%d0%b0%d0%bc%d0%b0-%d0%be%d1%80%d0%be%d0%bd_thumb

В Улан-Удэ 8 сентября завершило работу жюри республиканской выставки-конкурса изделий декоративно-прикладного искусства «Эвенки. Краски таежного мира». Организатором выступил государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун», учредитель – Министерство культуры Республики Бурятия. В традиционном конкурсе участвовали 21 мастер из районов республики, где компактно проживают КМНС – народные мастера, сотрудники этнокультурных учреждений, просто желающие.

%d1%83%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%ba%d0%b8_thumb

Было представлено 125 работ – различные изделия из меха, бисера, рыбьей кожи и ровдуги – традиционные эвенкийские меховые коврики-кумаланы, расшитые разноцветным бисером настенные панно и предметы одежды, шкатулки, сумочки, украшения и сувениры. Все работы для конкурса должны были быть выполнены не ранее 2017 года.

%d0%b8%d0%b7%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5_viber_2020-09-09_14-15-19_thumb

Гран-при конкурса получила Туяна Баранова, мастер-педагог «Центра дополнительного образования и эвенкийских народных ремесел» из Баунтовского эвенкийского района. Она уже свыше 30 лет посвятила традиционным ремеслам, связанным с пошивом из меха и кожи, вышивкой  из бисера и подшейного волоса оленя, обучает этим навыкам детей. Сохраняя лучшее из аутентичных эвенкийских традиций, она в каждой новой своей работе привносит собственное художественное видение.

– Такие люди, как Туяна Баранова, своими золотыми руками способствуют сохранению нашей культуры, – говорит директор АУК РБ ГРЦЭК «Арун» Надежда Шеметова.

1-%d0%bf%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%be-%d1%82%d0%b0%d0%bd%d1%86%d1%83%d1%8e%d1%89%d0%b0%d1%8f-%d0%b4%d0%b5%d0%b2%d0%be%d1%87%d0%ba%d0%b0_thumb

Отметим, конкурс проводился в преддверии XV Международной выставки-ярмарке «Сокровища Севера. Мастера и художники России», которая пройдёт в Москве с 23 по 27 сентября в выставочном центре «Сокольники». Туда будут отправлены лучшие работы конкурса, и поедет лучший мастер. Отметим, все представленные на конкурс работы – уникальны, будучи в единственном экземпляре, всё представляет собой неповторимую красоту, и заставляет еще раз задуматься о богатом духовном опыте и материальном наследии эвенкийских мастеров.

– Эвенкийские изделия всегда очень нарядные. Бисер, кожа, мех делает их богатыми. Эта выставка поможет не только сохранению уникальной эвенкийской культуры, привлечению внимания к народным мастерам, но и подчеркнуть разнообразие этнокультуры в Бурятии, – отмечает министр культуры Республики Бурятии Соелма Дагаева.

6-%d1%88%d0%ba%d0%b0%d1%82%d1%83%d0%bb%d0%ba%d0%b0_thumb

Отдел культуры Окинского района также провёл отбор лучших работ сойотских мастеров. Работы двух мастеров центра сойотской культуры и народного творчества  тоже будут отправлены на выставку-ярмарку в Москве. Организацией экспозиции мастеров из Бурятии занимается АУК РБ ГРЦЭК «Арун».

img-729c08b7a9b210433f15e8bcd06a3f56-v_thumb

Отметим, первоначально выставку «Эвенки. Краски таежного мира» планировалось провести в апреле, но пришлось отменить из-за эпидемии коронавируса. Мероприятие призвано поощрить интерес мастеров и творческих коллективов к сохранению и развитию традиций народного ремесла, декоративно-прикладного искусства, способствовать развитию в этой сфере новых течений, помогать обмену опытом и продвижению изделий мастеров.

“Песня юноши” – исполняет Леонид Майоров

img_0222_thumb

Песня на эвенкийском языке – “Омолги давлавун” (“Песня юноши”). Музыка – Виктор Степанович Гончиков, слова – Алитет Немтушкин, исполняет Леонид Майоров и ансамбль “Гулувун”. Клип подготовлен АУК РБ ГРЦЭК “Арун”.

Поздравление министра культуры Соёлмы Дагаевой с Днем знаний

Поздравляю с 1 сентября

Дорогие друзья!   От имени Министерства культуры Республики Бурятия и от себя лично поздравляю учащихся и педагогов образовательных организаций в сфере культуры и искусства с началом нового учебного года!

Система профессионального образования в сфере культуры и искусства республики имеет богатую историю и значимые достижения. В настоящее время в Бурятии функционируют Колледж искусств им. П.И. Чайковского, Бурятский республиканский хореографический колледж им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, а также 46 Детских школ искусств, в том числе, Бурятская республиканская цирковая школа, Детская художественная школа им. Р.С. Мэрдыгеева, Музыкально-гуманитарный лицея им. Д.Аюшеева.

8a7bc34ad964ab84de5a8d3c80349c25

Образовательные учреждения Бурятии отличает высокий уровень подготовки творческих кадров. Наши выпускники работают в республике, регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Они определяют стратегию и тактику развития профессионального искусства, народного художественного творчества, образования в сфере культуры и искусств, библиотечного и музейного дела.

В 2020 году республиканские образовательные организации выпустили 86 молодых специалистов. Многие из них пополнили творческие коллективы республиканских театров, детских школ искусств, домов культуры Бурятии. Выпускники успешно трудоустраиваются в учреждения культуры и искусств других регионов.

22 выпускника Колледжа искусств им. П.И.Чайковского, успешно выдержав конкурс, поступили в ведущие творческие ВУЗы страны – Московскую, Казанскую, Петрозаводскую, Новосибирскую государственные консерватории, Российскую академию музыки им. Гнесиных (Москва), Сибирский институт искусств им. Д.Хворостовского (Красноярск), Казанский, Челябинский, Восточно-Сибирский государственные институты культуры.

Детские школы искусств республики в этом году выпустили около 1400 учащихся. Отрадно, что более 150 выпускников ДШИ приняли решение продолжить свое образование в стенах Колледжа искусств им. П.И.Чайковского, 17 талантливых ребят поступили в Хореографический колледж, 9 ребят поступили в Бурятскую цирковую школу.

Наши учащиеся и студенты ежегодно становятся лауреатами и победителями различных международных, российских и республиканских музыкальных фестивалей, художественных конкурсов и олимпиад.

С особым чувством признательности поздравляю с Днем знаний наших преподавателей – талантливых наставников, чутких воспитателей! В этот праздничный день я выражаю Вам огромную благодарность за Ваш труд, целеустремленность, талант, верность выбранной профессии! Желаю в новом учебном году плодотворной и эффективной работы, неиссякаемой энергии, больших творческих успехов, осуществления всех планов и проектов!

В День знаний особые слова хочется сказать в адрес первоклассников и первокурсников! Ваша школьная или студенческая жизнь только начинается, этот день особенно волнующий, долгожданный и запоминающийся. Желаю вам ярких открытий, удивительных встреч!

Учащимся и студентам желаю отличной учебы, блестящих творческих побед!

Это особый день и для родителей. Ведь поддержка близких людей так важна и необходима для юных музыкантов, художников, танцоров, циркачей! Желаю Вам мудрости и терпения, ведь для Ваших детей учеба — это отличный способ раскрыть свои таланты, обрести себя в современном мире, правильно выбрать жизненные ориентиры.

Желаю всем крепкого здоровья, счастья, благополучия! С Днем знаний!

Пресс-служба Министерства культуры РБ

Центр «Арун» поздравляет всех с Днём знаний!

Поздравляю с 1 сентября

Сегодня 1 сентября – день знаний и старта нового учебного года. АУК РБ ГРЦЭК «Арун» поздравляет школьников, студентов, преподавателей, и всех, кто имеет или когда-либо имел отношение к образовательному процессу. Пусть этот день знаний станет новой ступенью в вашей жизни. Желаем, чтоб новый учебный год принес много новых знаний, интересных открытий и всяческих достижений! И стал ещё одним кирпичиком в фундаменте вашего образования и кругозора, который позволит в будущем достичь успехов.

Как устроено жилище эвенков

img_8188_thumb

Эвенкийский чум — Дю. Его строили из шестиметровых шестов (от 15 до 50 штук), сшитых оленьих шкур (50-60 штук), циновки из трав и прутьев. Главный элемент дю – шест.

Внутри чума слева и справа — спальные места. В центре печь из листового железа, чайник и котел для приготовления пищи. За печью расположено малý — почетное место в чуме. На малý обычно приглашают сесть гостя. В отсутствие гостей на малý сидит хозяин чума.

Справа и за печью (на малý) видны кумаланы — традиционные коврики эвенков. На заднем плане — керосиновая лампа и предметы быта.На переднем плане справа — дрова, слева — кухонная утварь.

118339087_1750231625114532_7017849570921763602_n

Пополняем словарный запас на уровне эвенкийских слов “Сона”,”Сонан”,”Сон’кан” который передает историю, культуру, обычаи, традиции, образ жизни, род деятельности и в каких климатических условиях проживали наши народы. По жилищу можно даже узнать об одежде и о кухне.

1) «Со̄на» – дымовое отверстие (верхнее, на месте соединения жердей остова дю (чума);
Примеры:

“Оринчу сонали лупуроран, тэттэн суксиллалви, тулнустэн” – «Оринчу пролез сквозь дымовое отверстие, надел лыжи и побежал»;

“Дю соналин няӈня ичэвдерэн” – «через дымовое отверстие юрты видно небо»;

“Би сонали туксуе ачинма няӈнява ичэм” – «я через дымовое отверстие вижу безоблачное небо».

2) «Со̄нан» – жерди (остов чума – основные три). Другое значение – ставить основу чума. Также  – тренога для подвешивания котлов над очагом.

Клавдия Даулетова-Атласова

Центр «Арун» наградили дипломами «Сибирской переклички-2020»

abr6k2by704

АУК РБ ГРЦЭК «Арун» принял участие в онлайн-капустнике «Сибирская перекличка-2020», проводившимся с 17 по 21 августа, в рамках межрегионального фестиваля-конкурса народов Сибири «Сибиряки». Организатором выступил дом культуры «Точмашевец» города Новосибирск, мероприятие проводилось заочно, в том числе в формате онлайн-трансляций через социальные сети.

 

От центра «Арун» в онлайн-мероприятии участвовали юные певицы Сарюна Гундуева и Ирина Арьяева (руководитель Санжиев А Н-Ц), награждённые дипломом в номинации «Народный вокал», а также сотрудник Центра, дизайнер Дарья Гундуева, получившая диплом в номинации «Народные художественные промыслы и народное декоративно-прикладное искусство». Благодарственные письма получили директор центра «Арун» Надежда Шеметова и хормейстер Алексей Санжиев. Также центру «Арун» прислали календарь с символикой проведённого мероприятия. Организаторы «Сибирской переклички» отметили высокий уровень исполнения. Несмотря на то, что Бурятия уже не входит в Сибирский федеральный орган, старые культурные связи в действии.

%d0%b3%d1%83%d0%bd%d0%b4%d1%83%d0%b5%d0%b2%d0%b0-%d0%b0%d1%80%d1%8c%d1%8f%d0%b5%d0%b2%d0%b0_thumb

%d0%b3%d1%83%d0%bd%d0%b4%d1%83%d0%b5%d0%b2%d0%b0-%d0%b0%d1%80%d1%8c%d1%8f%d0%b5%d0%b2%d0%b0_thumb %d0%b3%d1%83%d0%bd%d0%b4%d1%83%d0%b5%d0%b2%d0%b0_thumb %d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b6%d0%b8%d0%b5%d0%b2_thumb
shemetova_thumb